Агора древняя. Древняя агора в афинах. Название на английском

Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой трагедии, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Говорят, известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями. Здесь побывал и апостол Св. Павел , возмутившись обилием капищ и жертвенников, в одном месте сосредоточенных.

Сейчас здесь тишина, руины и деревья пышнокронные. Слева — храм Гефеста . В центре — памятник знаменитым героям, именами которых названы десять племен Аттики (IV век до н.э.). Неподалеку — статуи наиболее именитых архонтов. Все скульптуры сильно повреждены.

Архонты — старейшины родо-племенных союзов, по нашему — главы администрации. Мраморные архонты восседают в мраморных креслах с львиными лапами. Я не смогла посмотреть им в глаза: у всех отбиты головы.


Афины. Агора. Выставка архитектурных обломов —
останков древних раритетов

Архитектурные обломы бережно подняты с земли и, если есть такая возможность, к другой своей части прилажены в надежде, что выставка позволит вернуть впечатление, какой была Агора, когда были живы храмы.

Когда я бродила по Агоре, все обломы были повержены, коринфские капители стояли как корзины цветов на полу, а византийские храмы — такие неуклюжие, коробчатые, не беломраморные, а пестро-каменные — в этом побоище себя утверждали. Но, не утвердились…

Классика — образец Красоты, в веках непревзойденный!


Афины. Агора. Реконструкция зданий из архитектурных обломов —
останков древних раритетов

В настоящее время границей Агоры служат торговые улицы района Монастираки , где каждую неделю происходят воскресные базары, позволяющие ощутить колорит греческого фольклора и среднего востока. Я стараюсь не отвлекаться от того, что не шумит, от того, что молчит, ожить пытается и…

Для меня этой реконструкции достаточно, чтобы возникла в яви Центральная галерея, или «Стоя» — крытое пространство для общественных собраний. Чем «стоя» отличается от храма? По сути, все это — одно и то же, разница лишь в том, какой силе поклоняться: небесной или земной.

Не сердитесь на меня за брюзжание: то действует демократичный дух, свойственный времен …


Не могу не заметить, что Тесейон , что Гефестион выглядят подражанием Парфенону : все — то же и, одновременно, чего-то не достает. Чего? Тесейон (Гефестион) — типичный храм . Парфенон — шедевр, рожденный Высоким вдохновением своих авторов.

Похоже, все наши проблемы возникли в Элладе…

Это — фрагмент главного фасада храма. Я по собственному произволу превратила его в ученическую отмывку. Их в докомпьютерные годы обучения профессии студенты-архитекторы выполняли в немалом количестве.

Превратила и сердце заныло: здесь есть чему поучиться, прежде всего идеальному соблюдению уравновешенности несущего (строя колонн) и несомого (тяжести антаблемента).
То — периптеральный храм, внутренние помещения которого, спрятавшиеся за прямоугольными стенами, окружены колоннами со всех четырех сторон. Можете вернуться на предыдущую страницу и посчитать: по торцам храма стоит 6 колонн, по продольной стороне — 13. Это — типичное для дорического периптера соотношение.

За наружной колонадой можно разглядеть портик пронаоса — преддверия храма. Видны дорические колонны меньшей высоты, чем в периптере. Во внутреннем помещении — наосе — находились статуи Гефеста и работы скульптора Алкамена .

Все для эллинов было привычно, отработано — типично.


Видели Пергамский алтарь Зевса ? То — колонный храм в обилии скульптур и декора. Здесь — только плиты-ступени, уложенные друг на друга. Декор разбит? Не думаю, что он был: обилие храмов и скульптуры на Агоре можно преодолеть лишь Простотою, что рождает благоговейную тишину…

Алтарь Зевса Агорея из пентелийского мрамора — один из первых объектов, найденных на Агоре во время первого сезона раскопок в 1931 году. Алтарь находится на востоке от Метроона , за статуей Адриана.

Вначале считалось, что алтарь всегда располагался на том месте, где был найден. Затем обнаружили метки каменщиков на краях блоков, сделанные в том же стиле, что и на блоках храма Ареса . Значит, в одно и то же время были перенесены многие другие объекты Агоры.

Скорее всего, перенос алтаря произошел в эпоху Августа , когда уменьшилось значение афинской государственности. Театр Диониса пришел на смену месту для народного собрания, да и само это собрание потеряло значимость во время власти римского императора.

Все приходит, живет и уходит.


Да… Дуб и лавр по бокам алтаря были посажены в 1954 году королем Греции Павлом и королевой Фредерикой.

Постояли в благоговейной тишине у алтаря Зевса?
Пусть кошка, живущая на Афинской агоре, дремлет,
что ей Зевс — привычное дело, а мы продолжаем движение…


Вид на Афины с горы Ликабетос, за которой встает солнце.
К V веку до н.э. принадлежат Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи, поднявшиеся на Священной скале на 156 метрах над уровнем моря.
Вдали — Средиземное море и порт Пирей с гаванью Перикла

Не упустите, в какой последовательности расположены храмы на показанном виде Афин. Пропилеи тянутся вверх, поднимаясь из-за за Священной скалы . На верхнем плато справа — . Слева возвышается Парфенон , смотрящий на нас своим восточным фасадом. Вокруг храмов на верхнем плато лежат архитектурные обломы и бродят люди по дорожкам, отполированным в мраморе их ногами. Все…

Любой другая точка видимости покажет другой ракурс на , и виды эти сложатся в калейдоскопическое видение: неразрывно-непрерывное представление целого…

ПЕРЕД НАМИ — МИРАЖ, НАПРЯЖЕННО ВИБРИРУЮЩИЙ,
ЧТОБЫ, ДАЖЕ РУИНИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРЕТЯ,
ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВА — ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА…

ПЕРЕД НАМИ — ЭПИЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ПОПАДАЮТ ЗРИТЕЛИ,
ВОСХОДЯЩИЕ НА АКРОПОЛЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ —
ИХ СЕМЬИ, ГОРОДА, СТРАНЫ, В ОБЩЕМ — ЗЕМЛЯНЕ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРИНОШУ КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ, ЧТО НЕ ИССЯКАЕТ В АФИНАХ, А ЗАКРУЖИВШИСЬ У АКРОПОЛЯ, УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ.

Вы сомневаетесь в наличии Спирали? Тогда скажите, как можно на деле стать Классикой — образцом для подражания в бесконечной цепи последующих Пространств-Времен? В этом-то не сомневается никто.


Афины. Вид на город со стороны Акрополя.
На переднем плане — Плака: старейшая часть города.
На дальнем — гора Ликабетос

Каждая пядь земли Греции связана с древней мифологией — каждый храм, каждая оливковая роща, каждый холм. Пример — легенда, рассказывающая о том, как гора Ликабетос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу, то есть располагалось повыше от земли.Однажды, во время сильной ночной грозы, она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу с тем, чтобы водрузить эту скалу поверх акропольской. Так случилось, что на обратном пути две черные птицы принесли Афине дурные вести о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Разгневанная Богиня в спешке бросила ношу и впоследствии забыла о своем плане, так что скала (в 278 метров высотой) осталась навеки лежать на том самом месте, где она ее оставила. А афиняне до сих пор благословляют свою быстрогневную и порой рассеянную покровительницу, когда им случается прогуляться по этой горе, ныне находящейся в пределах современных Афин.

Знаете, в чем изумительность восхождения на Ликабетос
по крутому серпантину? Делюсь наблюдениями…
За горой Ликабетос (в ноябре это было) встает Солнце.
Если вы сможете проснуться в пять часов утра
и добраться до горы, то будете восходить к Солнцу,
вдруг — на повороте серпантина — оказываясь над Бездной,
но не погибая от ужаса, а тая в солнечных лучах, проливающихся на Землю в беспредельной щедрости своей.

Для меня сила воздействия этого впечатления непреодолима…
Я поднимаюсь ввысь — к Солнцу, чтобы растаять в его лучах.
И эта возможность наполняет Счастьем всю мою жизнь.
О, Эллада… О, Афины… О, Великая богиня…

Повторю, тему развивая…
Парфенон занимает самую высокую часть скалы, как положено центральному сооружению ансамбля. При восприятии Акрополя с дальних расстояний, силуэт храма венчает собой целое. С той стороны, где Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, он выглядит особенно эффектно: мраморная колоннада, кажется, вырастает из массива подпорной стены.

Этот ракурс предстает перед глазами, когда едешь в Афины из аэропорта. «Смотрите, сейчас откроется самый красивый вид на Акрополь», — сказал гид родом из Ташкента . «Не буду смотреть» — подумала я. Не удержалась — и по сю пору смотрю Парфенону в глаза в полном онемении.

При движении от Пропилей Парфенон виден в три четверти, что позволяет создать наиболее выгодное впечатление о нем, как о целом. Вспомните скульптуру: трехчетвертные ракурсы греки предпочитали всем другим.

К Парфенону «Панафинейская процессия » подходила
не с западной — ближней стороны от Пропилей, а с восточной — дальней. Чтобы сделать это, процессия должна была двигаться по дуге вдоль южной стены Акрополя.

Поняли, что происходило там, где Спираль зарождалась? Парфенон не отпускал восходящих на Акрополь из поля своего воздействия, но и не подпускал их к себе, пока они не проникнутся — не напитаются исходящими от него силами совершенного существа…

СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ПРОСТРАНСТВ ТЕЧЕНИЕ,
НАСЫЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ИЗ ПЛЕНА КОТОРЫХ НЕ ВЫРВАТЬСЯ НИКОГДА,
ИБО СПИРАЛЬ — ТА СИЛА, ЧТО В ПРИНЦИПЕ НЕОДОЛИМА.

И сегодня, если захотите, вы можете стать участниками процесса восхождения к Богам вне того, принимаете ли вы участие в «Панафинейских торжествах » или просто доверились Пространству. Правда, гиды акропольские упускают возможность организовать это фантастическое в его непрерывности действо: они тащат туристов от точки к точке, превращая ПРОЦЕСС в сумбур…

Как они свое непонимание оправдают, когда предстанут
перед Богами Эллады в положенный час?

Вглядитесь, еще чуть-чуть и мы поднимемся через Пропилеи на плато, пройдем возле Эрехтейона и приблизимся к западному фасаду Парфенона. Обратите внимание на театр под Акрополем. Он — совсем другой: имперский. Архитектура с легкостью выдает все тайны. А я…

Я вперед забежала, все о самом главном уже рассказала, а по моему сценарию нам еще нужно выйти на Агору . Если будете это делать без меня, запомните: перед закрытой калиткой в изгороди, отделяющей Агору от Афин, нужно оказаться в воскресный день, когда свободны входы во все музеи (музеи!), и стоять перед калиткой этой в 10 часов утра, потому что музеи (музеи!) закрываются в 16 часов и вы, задержавшись, можете не успеть пережить в целом Процесс торжественного восхождения к Богам олимпийским…


Все. Богиня Афина и город Афины, ждут нас. В них должно ожить Время и его современники — участники «Панафинейских торжеств», восходящие к своим Богам.

Как Боги принимали афинян?
В чем заключалась сущность их встречи с Богами?
Не к дарению же пеплоса сводилось восхождение:
то, несомненно, — внешняя сторона ритуала.
Тогда, что именно воздействовало на изменение состояния
дущи и духа участников торжества? И происходило ли оно?

Безусловно, происходило, ведь даже демонстрации на Дворцовой площади были очистительны с позиции недавно ушедшей веры. Отбрасываем сомнения — умозрительное восстановление Афинских архитектурных декораций начинаем. Они в руинах, значит, не могут не открыть Истины…


Герма, завершенная торсом Перикла. Римская копия
с греческого оригинала Кресила. Ватиканский музей.
Графическая реконструкция Парфенона, что показывает,
каким был храм до превращения в «руину, обнажающую истину»…

Что меня обнадеживает и настораживает… В ситуации, при которой Акрополь представлял собою обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй, Перикл увидел единственный выход: с помощью искусства утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Надеялся: Парфенон, став воплощением Совершенства,
будет владычествовать над Пространством безграничным
и Временем бесконечным! Будет!!!

ТАК ОНО И СЛУЧИЛОСЬ: ИСКУССТВО ЭЛЛАДЫ V ВЕКА ДО Н. Э.
СТАЛО КЛАССИКОЙ ИЛИ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ-ВРЕМЕН.

Эстетический идеал Высокой классики выражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Эстетические цели Высокой классики выражены в его же словах: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа <…> Город наш - школа всей Эллады».

Периклу приписываются следующие цитаты: «Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом ещё постыднее»; «Рождение - благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память». Значит…

АФИНЯНЕ В ПОРУ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
ПОДДЕРЖИВАЛИ В СЕБЕ СИЛУ ДУХА
«РАЗВИТИЕМ СКЛОННОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»?

Это — не Зло, идущее на Зло.
То Красота становится противодействующей Злу силой.
О, Перикл, ты — мудрейший из самых мудрых в Афинах…
О, Фидий, Иктин, Калликрат и Мнесикл, вы наделены Божественным даром, что позволяет вам говорить со всеми: кто шел до нас, кто идет за нами…

Что настораживает? Ждем ответа…


Графическая реконструкция Афинского акрополя,
наиболее достоверная, на мой взгляд.

На графической реконстукции представлены…
Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.).
Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н. э.).
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат; 449-421 гг. до н э.).
Святилище Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

За Пропилеями где-то в центре Акрополя установлена статуя Афины Промахос - колоссальное изображение богини Афины-Воительницы, воздвигнутое в память побед над персами.
То Перикл — Великий стратег Афин — поручил в 449 году до н.э. скульптору Фидию большой государственный заказ: изваять колоссальную статую покровительницы города. Среди развалин, оставшихся после вторжения персов от предшествующего священного храма, Фидий воздвиг 9-метровый символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. На Зло правитель и художник ответили угрозой, то есть тоже Злом…

О, Афина! Ее рождение сопровождал золотой дождь. Она хранила молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба — потому ее и называют Афиной Палладой . Священным деревом Афины была маслина, считавшаяся «деревом судьбы», а в самой Афине ее почитатели видели Великую богиню-мать — родительницу и губительницу всего живого.

В Классический период Афина считалась Богиней мудрости в государственных делах.
Для поздней античности, поднимайтесь выше, в ней виделось большее:
ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО УМА
и СИМВОЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МИРОВОЙ МУДРОСТИ.
Вот такой-то Идол в золотом одеянии возвышался
над Священной скалою, источая Свет и угрожая Смертью…
персам ненавистным.

НЕ НАДО!!! ЕСЛИ ЗЛОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО,
СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ЛИШЬ КРЕПНУТЬ!

Это знаем мы.
Афинянам подобные Истины могли быть неведомы…


Реконструкция Афинской агоры по сохранившимся обломам раритетов

Хотите убедиться, сколь безжалостно к былому Время? Ему бы только течь вперед и вперед, былое не ценя, былое предавая разрухе, уничтожению. Хотя бы раз Время остановилось и содрогнулось, осознав свое небрежение. Но, нет — нельзя: вместе с Временем и жизнь замрет. Они — неразлучная пара: все вперед и вперед — рождение, взросление, умирание…

Вы только прочтите: Святилище Афродиты Урании , Царский дворец, храм Ареса, храм Тесея (Гефеста), Булевтерий (зал заседаний Совета), Толос (место собрания пританов), Гелиэя (здание Народного суда), театр Одеон с гигантским портиком, множество алтарей, галерей, разрозненных скульптур и сгруппированных, есть даже трибуна оратора…

Вернее — все было, да Время былое смыло.


Вид на Афинский акрополь с Агоры, что располагается
у подножия Священной скалы

Из куп дерев выглядывают особнячки в неоклассическом стиле. Знакомая для петербуржцев архитектура, но… Сначала я никак не могла понять, в чем заключается несомненно присутствующее различие. Потом резко, вдруг поняла: особнячки — из мрамора. Рисовка карнизов, сандриков над дверьми и окнами выглядит чертежом на полированной стене каменной. Замечательно? Зато у нас все так мягонько, контуры расплывчаты, детали разваливаются и отваливаются…

Что потрясает всерьез, так это скала. При определенном освещении она становится голубой и выглядит небом. Она над Плакой и Агорой не висит, а тает. Ее можно перестать замечать, а потом, осознав фантасмагорический эффект, остолбенеть в изумлении — в мраморную статую или соляной столб превратиться.


Или Гефестион построен на западной границе Агоры. В настоящее время он является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода, потому что христиане, в свое время, превратили его в храм Святого Георгия и использовался он в соответствующем назначении вплоть до XVIII века..


Долгое время исследователи истории Древней Греции утверждали, что храм посвящен мифическому герою Аттики Тесею — победителю Минотавра : чудовища, пребывавшего в Лабиринте на и требовавшего, чтобы ежегодно в жертву ему приносили самых красивых юношей и дев. Мифический Тесей имел исторический прототип — 1-го царя Афин с тем же именем. Именно он превратил несколько поселений вокруг Священной скалы в город Афины.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что храм посвящен не Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Повод так думать дали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены приношения, которые совершали афинские ремесленники.



в градостроительных преобразованиях Афин.
Краснофигурная ваза с изображением движущихся в танце
женских фигур и вакхов

И сегодня при воспоминании о Плаке вдруг начинает в моем воображении звучать мелодия сиртаки и мерно движущиеся по Священной скале тени танцующих молодых людей становятся реальностью не то современных Афин, не то Древней Эллады , не то моей петербургской жизни.

Обратите внимание на включение интенсивного цвета, горящего на белой стене: красный, синий, желтый, зеленый. Такой же — четырехцветной — была раскраска и архитектуры, и скульптуры Древней Эллады.


Плака — самая старая часть города, уцелевшая от сноса
в градостроительных преобразованиях Афин

Не могу не показать Плаку : всю в теплых стенах с оконцами, закрытыми ставенками от дневного палящего солнца; всю в улочках-тупиках, будто специально так запутанных, чтобы надоедливые туристы не могли добраться до Акрополя. Священная скала с непостижимо прекрасными храмами здесь — висит над сетью улочек. Ее нет — потому что она недостижима.
Через Плаку не пройти — и не старайтесь: заблудитесь.

Я прошла быстро и вышла к дому, по желтому цвету стен которого очень крупными синими буквами было написано по-английски: «Через 200 метров — Акрополь», и указан знак, куда нужно повернуть. Эту надпись я тоже запомнила на всю жизнь, как награду за долгое ожидание встречи с Парфеноном .

Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города.
С начала шестого века, в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.

Сегодня на территории Древней Агоры , господствует Колоннада Атталу, возведённая во втором веке до нашей эры, царём Пергамы-Атталом.Строительством колоннады, Аттал желал отблагодарить город Афины, где он получил своё образование в юности. Колоннада состояла из двух этажей, каждый из этажей которой включал в себя 21 торговых помещений. На фасаде каждого этажа расположено по 45 колон, которые на первом этаже выполнены в дорическом ордере,а на втором в ионическом.
Строительным материалом послужил белий пентельский мрамор.
Восстановление коллонады стало возможным в силу большого числа сохранившихся обломков и архитектурных деталей его украшения.


Восстановление колоннады, осуществлённой группой американских археологов в 1953-1956 годах, было произведено с большим соответствием с его древним подлинником.
С западной стороны от колоннады, почти в центре Агоры, находился Одеон, где сегодня возвышаются статуи посвящённые Гигантам и Тритонам. Одеон, являющийся подарком Агриппа, зятя римского императора Августа, городу Афины, состоял из двух этажей и был одним из крупнейших зданий Древней Агоры.
Одеон был полностью разрушен Эрулами в 267 году до нашей эры. Приблизительно в 400 году до нашей эры на его месте было возведено другое большое здание, называемое Гимназией, в котором были размешены философские школы, и которое позднее стало вроде университета.
Напротив Гимназии,западнее, сегодня сегодняшний посетитель увидит только место, где был возведён храм посвящённый Арису, выполненный в дорическом стиле и подобный по своей схеме храму Гефеста-Тисея. В западной части Агоры, находился духовный центр, как мы называли бы его сегодня, а так же были расположены следующие наиболее важные здания Агоры, с севера на юг:
1) Колоннада Зевса или королевская Колоннада, как её называл Павсаний, имеющая форму П, она была посвящена богу Зевсу, как спасителю Афинян от персидского нападения, и, которую часто посещал величайший философ Сократ. Знаменитый философ проводил дискуссии на философские темы со своими учениками.
2) храм Патроа Аполлона


3) храм Митроон, Матери Богов
4) Парламентарий, расположенный позади храма Митроон, и построенный в конце пятого века до нашей эры. В настоящее время видны фундаменты округлого очертания этого важного для Древней Агоры объекта, где жили и питались бесплатно в продолжении 30 или 36 дней Ректоры, кроме того здесь хранились официальные меры, и вообще здание служило административным центром города.
Сегодня посетитель с помощью гида и собственного воображения может оживить перед собой превратившиеся в руины здания, которые когда- то являлись великолепными образцами цивилизации в сердце древнего города Афины

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Платон-великий философ

    Платон-великий философ и мыслитель античности. По преданию настоящим именем его был Аристокл, как и имя его деда, и только значительно позднее его прозвали Платоном из-за ширины (платос) плеч. Платон был выходцем из очень знатной афинской семьи, родоначальником которой был царь Кодр. По всей вероятности, он был самым младшим из четырёх детей в семье.

    Аренда автомобиля в Греции

    Тот, кто едет в страну олив, строит далеко идущие планы. По Греции очень удобно путешествовать на автомобиле. Особенно это касается ее материковой части, но и по крупным островам допустимо передвигаться на машине, если спланировать свою поездку, соответственно расписаниям паромов.

    Словарь-Энциклопедия Суда

Сказочный город, в котором историей сочится каждый камень. Его сердцем называют Акрополь, а вот древняя Агора , расположенная на северо-западном склоне холма - подлинная душа греческой столицы. Именно тут почти четыре тысячелетия назад зародилась цивилизация эллинов (на это «намекают» результаты археологических изысканий). Что до сохранившихся исторических памятников, доступных осмотру современных туристов, то многие из них датируются третьим-четвертым веком до нашей эры.

Главный перекресток всех дорог

Вообще-то Агора в древней Греции была в первую очередь торжищем, а параллельно - местом развлечений, прогулок и важных встреч. Здесь совершали сделки, обговаривали брачные союзы, состязались в ораторском искусстве и обменивались сплетнями. В Афинах эта площадь приобрела особое политическое значение, став символом демократии. Одновременно она считалась царством закона, давая пристанище правительственным служащим высшего ранга и верховным судьям.

На каменных плитах древние мастера высекали родовые правила и нормативные акты, которыми предстояло руководствоваться чиновникам - каждый из них, вступая в должность, принародно приносил традиционные клятвы, поднимаясь на специальный постамент. До полудня на Агоре шумел оживленный базар, а затем лавочники покидали ряды - наступало время для культурной и светской жизни. Театральные постановки, научные диспуты, спортивные состязания и красочные обряды собирали рекордное количество зрителей.

Правители сменяли друг друга, но каждый последующий старался оставить о себе нестираемую память, увековеченную в местной архитектуре. Древняя Агора в Афинах столетие за столетием обрастала новыми сооружениями - фонтанами, алтарями, хозяйственными постройками и административными зданиями, скульптурными группами, колоннадами и храмами. Здесь нашлось место даже для библиотеки, которую любили посещать греческие философы.

Если верить историческим летописям, самым потрясающим действом, происходившим на площади, были Панафинеи - всенародные праздники с религиозным подтекстом. Из самого центра Агоры отбывала торжественная процессия, участники которой доставляли в Акрополь роскошные дары: наряды для богов, благовония и продукты, жертвенных животных, изысканные вина, драгоценности. Заканчивались гуляния музыкальными и спортивными конкурсами, в которых могли участвовать все обитатели столицы.

Грандиозное наследие предков

Достопримечательности афинской Агоры подробно перечислены в греческих путеводителях, но представить их подлинное величие по фотографиям невозможно. Необходимо провести на площади хотя бы один день, чтобы ощутить биение древнего пульса под яркими одеждами современной цивилизации.

В галерее царя Аттала двадцать столетий назад не стихали смех, споры и крики зазывал - сюда съезжались на торг купцы из разных уголков страны. Сегодня внутри отреставрированного двухэтажного строения царит тишина. Здесь разместился Античный Музей, в котором выставлены уникальные археологические находки, повествующие о прошлом легендарной афинской Агоры.

Над площадью по сей день возвышаются статуи каменных гигантов, некогда служивших украшением гимнасия. Свято охраняют свои секреты руины Булевтирия - места, где в далеком прошлом собирался высший законодательный совет Афин. Пятьсот самых знатных и уважаемых граждан неусыпно трудились над процветанием города - они придумывали правила, для утверждения которых на площади собиралось все население.

Время не пощадило многие религиозные сооружения, располагавшиеся по периметру Агоры. Персы стерли с лица земли величественный храм Зевса Освободителя. Вместе с павшими защитниками столицы погибло святилище Афины Фратрии. Были уничтожены алтарь Аполлона, статуи Гермеса и Диониса. И все-таки душа города никуда не исчезла. Она живет среди колонн храма Гефеста, хранится под округлыми сводами Фолоса - как некогда хранились эталоны веса и меры, необходимые для честной торговли.

Являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры - полностью обособленный, с регулярной планировкой - сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме .

Вид на остатки строений древней агоры

Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица - агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Агора" в других словарях:

    - (agorб), у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило. Обычно Агора центральная торговая площадь города (в период архаики складывалась стихийно; в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку) … Художественная энциклопедия

    - (agorá), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). * * * АГОРА АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а… … Энциклопедический словарь

    - (греч.). Городская площадь для народных собраний в древней Греции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГОРА (собств. им.). Площадь в Афинах, где происходили торговля и собрания. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    агора - >). Реконструкция. /> Агора в Ассосе (). Реконструкция. Агора в Ассосе (). Реконструкция. у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (,). Со временем агорой стали называть и само место () … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Агора - Агора ♦ Agora Городская площадь в Греции, в частности в Афинах. На такой площади философствовал Сократ. Но агора являла собой прежде всего центр общественной и политической жизни, поэтому в расширительном значении агорой иногда называют спор … Философский словарь Спонвиля

    Агора - в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция. АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Агоры украшались храмами, статуями… … Исторический словарь

    - (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками) … Современная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 монета (298) площадь (19) собрание (121) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    - (agora) название народных собрали у древних греков. Агоры площади, украшенные статуями и храмами. Этим же именем пользовались иобщественные рынки на площадях, с устроенными в некоторых городах, (какнапр. Афинах), крытыми галереями. Имеются… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Агора - (agora), рыночная площадь в центре др. греч. городов; соответствует рим. форуму. А. в Афинах была не только торг, центром, но и местом проведения на р. собраний; по сторонам А. размещались обществ, и культовые здания, монетный двор, а также… … Всемирная история

Книги

  • Аудиоэнциклопедия. Древняя Греция (CDmp3) , Манушкина Наталья , Спектакль-путешествие перенесёт маленьких слушателей в прекрасную Элладу. Ребята побывают в древних Афинах, где их ждут Акрополь, величественный Парфенон и шумный рынок Агора. Посетят… Категория: Аудиоспектакли для детей Серия: Аудиоэнциклопедия Издатель: Ардис , аудиокнига
  • Апология театра , Владимир Мирзоев , Жизнь в театре и театр в жизни и в политике, отношение государства к искусству, миф и мифология в культуре и повседневности, противостояние архаичного прошлого и современности - вот главные… Категория:

В древних Афинах было много улиц, и каждая из них имела свое название. Агора, напротив, никакого названия не имела. Если афинянин назначал кому-либо встречу: «Увидимся на Агоре», каждый знал, куда идти.

Аббат Бартелеми, мысленно посетивший вместе со своим героем «юным Анахарсисом» Афины, описал «наиболее посещаемое место города» - Агору с ее рыночной суетой, мелочными лавками, цирюльниками, разносчиками новостей - глашатаями .

Потребовалось почти четверть тысячелетия, чтобы европеец мог пройти по этим местам. Археология же дает не моментальный снимок Агоры, а картину ее развития на протяжении целого тысячелетия, с различными сооружениями, строящимися, то разрушаемыми, с надписями, сначала греческими, а затем латинскими, с тысячами следов политической, культурной, бытовой жизни, сделавшими чтение знаменитого романа Бартелеми пустой тратой времени.

Раскопки на Агоре, предпринятые двумя английскими археологами, начались в 1832 г., сразу же после обретения греками независимости. Они были продолжены Греческим археологическим обществом в 1859-1862 гг., 1874 и 1912 гг. в восточной части Агоры. Однако в 1890-1891 гг. памятнику был нанесен значительный урон при строительстве железной дороги Афины-Пирей.

К 30-м гг. XX в. археология встала «с колен на ноги», успешно сотрудничая не только с гуманитарными, но и с естественными науками. Именно такую задачу поставила и осуществила американская археологическая экспедиция, приступившая в 1931 г. к раскопкам афинской Агоры. Отыскался, как теперь говорят, спонсор (Джон Рокфеллер-младший), и раскопки при участии целого легиона рабочих (пять тысяч) под эгидой Американской школы классических исследований начались.

Была поставлена задача - вскрыть все пространство Агоры, расположенной к северу от Акрополя. Собственно Агорою (рыночной площадью) она стала лишь с VI в. до н.э., во времена законодателя Солона. Первые обитатели на этой территории засвидетельствованы в раннем неолите, около 3000 г. до н.э. В позднем неолите здесь появилась керамика ручной работы, в позднеэлладскую эпоху (1550-1100 г. до н.э.) и, позднее, в геометрическую эпоху (1100-700 г. до н.э.) происходит ряд перемен этнического и экономического характера, засвидетельствованных археологическими памятниками.

ХРАМ ТРЕХ БОГОВ. Взору Павсания, посетившего Афины во II в., открылось много храмов как на Акрополе, так и в пределах городских стен. Один из них, находившийся к северу от Акрополя, был построен вскоре после битвы при Марафоне и находился, таким образом, в самом сердце Афин. Павсаний называет его храмом Тесея. Насколько же полнее и точнее наши знания об этом святилище благодаря археологии!

Это - храм с дорическим перистилем из пентеликонского мрамора, сооруженный по плану неизвестного архитектора в середине V в. до н.э. Структура целлы указывает, что в нем почитался не герой Тесей, а два божества - Гефест и Афина. Их бронзовые статуи работы скульптора Алкамена, ученика и соперника Фидия, не сохранились. Однако дошли рельефы, украшавшие восточную сторону храма. Они представляют труды Геракла. На северной стороне изображены деяния Тесея. Видимо, эта картина бросилась в глаза Павсанию, ошибочно отнесшего храм трех богов к временам Тесея.

Пережив катастрофу 267 г. н.э. (захват города германским племенем герулов), в конце IV в. храм был восстановлен, а в VII в. превращен в церковь Святого Георгия и в годы владычества византийцев и турок остался практически неповрежденным. При первых он был окружен множеством погребений. Для богослужения он перестал использоваться в 1834 г.

ТОЛОС. Весь Совет пятисот не мог работать в полном составе из-за многочисленности. Поэтому со времен Клисфена для занятия текущими делами были учреждены постоянные комиссии по пятьдесят советников каждая из одной филы, которая заведовала по очереди делами десятую часть года. Местом заседаний дежурных советников (пританов) было круглое здание (толос, круглое здание диаметром более 18 м) на Агоре. Здесь они проводили сутки, получая за дежурство добавочный обол. Из среды пританов по жребию на время дежурства избирался один председательствующий, которому вручалась государственная печать и ключи от храмов Акрополя, где помещались государственная казна и архив.

Толос пережил два строительных периода. На месте здания, разрушенного во время персидского нашествия в 480-479 гг. до н.э., появилась новая постройка с входным портиком из шести колонн. Она была сооружена в 465 г. до н.э.

САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Частым посетителем Агоры был Сократ. Его здесь можно было видеть в окружении учеников. Нередко они заходили в мастерскую, где работал друг Сократа - сапожник Симон. В ходе раскопок в юго-западной части Агоры, рядом с развалинами здания, была найдена, покрытая черной глазурью чаша с вырезанным на ней именем «Симон». Пол соседнего здания был усыпан множеством бронзовых гвоздиков и костяных колечек для продевания шнурков.

Археологи собрали все эти мелкие предметы, словно бы они могли рассказать, был ли Сократ на самом деле ниспровергателем народных верований, каким считал его Аристофан, или же благочестивым мудрецом, в чем были уверены ученики Сократа Платон и Ксенофонт.

О сапожнике Симоне, друге Платона, известно нескольким древним авторам, но только один из них, «приземленный» Ксенофонт, сообщает некоторые подробности. Оказывается, в мастерской Симона Сократ вел беседу с владельцем библиотеки Евфидемом Красавцем.

ЦАРСКИЙ ПОРТИК. После отмены царской власти как эллины, так и римляне передавали сакральные полномочия царя выборным должностным лицам. В Афинах его называли «архонтом-басилеем» (царем), а местопребыванием его был Царский Портик, остатки которого обнаружены в ходе раскопок 1970 г.

Перед входом в Царский Портик находился пьедестал для большой статуи. Она была найдена в другом месте близ Портика Аттала. Эта мраморная фигура без головы IV в. до н.э., скорее всего, изображала Демократию (была и такая богиня в пантеоне демократических Афин). По-видимому, она напоминала архонту-царю о том, кому он должен служить верой и правдой. Это было нелишним: известно, что в 394 г. до н.э. архонт-царь был обвинен в нечестивстве, возможно, по политическим мотивам.

Вход в Царский Портик, по всей вероятности, был ограничен для посторонних лиц. У его дверей найдена массивная каменная плита, используемая как место, где ожидали решений, принимаемых царем- архонтом. Тут же найдено большое количество керамики второй и третьей четверти V в. до н.э. Можно полагать, что это свидетельства религиозных пиршеств, осуществлявшихся при участии архонта-царя. Одна из плит сохранила имя этого высшего должностного лица - Окесит. Он известен из других источников как организатор театральных представлений в 405-380 гг. до н.э.

Детали разбирательства дела «нечестивца» Сократа в Царском Портике неизвестны. Однако продолжение процесса - свидетельство того, что архонт-царь поддержал обвинителя. Вряд ли среди тех, кто ожидал выхода Сократа из Царского Портика, был сапожник Симон.

Но думается, что, покидая площадь, Сократ должен был бросить прощальный взгляд на его мастерскую. Афинская тюрьма, где философу предстояло выпить цикуту, была поблизости.

ПЕСТРЫЙ ПОРТИК. Наибольшее внимание привлекло открытие хорошо известной по литературным источникам «картинной галереи», - так можно перевести греческое название Пестрого Портика («Стоя Пойкиле»). Это здание из мрамора и известняка, длиной в 36 м и шириной 12 м, в самой высокой части агоры, у дороги к Акрополю. Картины, известные нам по описанию одного из его посетителей II в. н.э. Павсания и по другим источникам, конечно же, не сохранились. Но известно, что наряду с картинами здесь демонстрировались трофеи афинских побед. Был найден бронзовый декорированный орнаментом щит диаметром 91 см, принадлежавший какому-то спартанцу. На покрывшемся ржавчиной металле удалось прочитать надпись, указывающую, что этот трофей был захвачен в одной из первых битв Пелопоннесской войны (425 г. до н.э.).

МОНЕТНЫЙ ДВОР. На Агоре V в. до н.э., которая была центром деловой жизни Афин, нашлось место и для Монетного двора. На его фундаменте обнаружены остатки плавильных печей и приспособлений для нагревания и последующего охлаждения драгоценного металла, а также бронзовые диски, заготовки для чеканки монет. Несколько сотен монет, бывших продукцией этой «мастерской», найдены неподалеку, в портике времени Пелопонесской войны.

СВЯТИЛИЩЕ ГЕРОЕВ. Афиняне воздавали божеские почести героям-эпонимам, давшим свои имена отдельным племенным (а затем административным) общинам Аттики филам. Этот памятник впервые упоминает Аристофан в комедии «Мир» (421 г. до н.э.). Из труда Павсания (II в. н.э.) известно, что местом почитания герое-эпонимов был засаженный платанами участок на Агоре. По его словам, там стояли статуи Гиппофоонта, Антиоха, Аякса, Леоса, Эрехфея, Эгея, Ойнея, Акаманта, Кекропа и Пандиона. В эту компанию легендарных родоначальников «напросились» затем реальные исторические деятели - сначала македонские цари Антигон и Деметрий (впрочем, впоследствии удаленные с позором во время войны с Македонией). Их место заняли царь Египта Птолемей III Эвергет и царь Пергама Аттал I. В 125 г. к ним присоединился император Рима Адриан: его статуя сохранилась в поврежденном виде, без головы.

Архитектурный стиль и керамические остатки алтаря героям-эпонимам характеризуют его как памятник 350 г. до н.э., в дальнейшем неоднократно перестраивавшемся. Во времена императора Адриана он был реставрирован и удлинен.

ОСТРАКИЗМ. Точно определить на Агоре место, где проводился остракизм, невозможно, поскольку процедура эта осуществлялась под открытым небом. Впрочем, в северной части Агоры найдено 190 остраконов - черепков, на которые афинские граждане заносили имена лиц, угрожавших, по их мнению, демократическому строю. В ряде случаев писали не только имя кандидата в изгнанники, но и свое отношение к тем, кого считали врагами демократии. Такой текст сохранился на одном из остраконов. Он требовал изгнания из Афин Ксантиппа, отца великого вождя демократии Перикла. Из литературных источников известно, что Ксантипп был изгнан из Афин, но незадолго до битвы при Саламине получил амнистию.

Раскопки на Агоре показали, как далеко ушла археология от того младенческого возраста, в котором она находилась в начале XIX в. Мимо внимания археологов не проходили ни простая кухонная посуда, ни грубые терракотовые светильники, ни амфоры, служившие тарой для оливкового масла и вина. Для археологов больше не существовало «мелочей», ибо эти «мелочи» характеризовали повседневную жизнь во всех ее сторонах и проявлениях, а не только искусство, находившееся в поле зрения археологии в пору ее младенчества. Успехам современной археологии способствует опыт, накопленный в прежние годы. К числу таковых достижений относится труд по классификации керамики Джона Бизли (1925), где описаны десять тысяч греческих и этрусских ваз. В 1942 г. он добавил к ним еще пять тысяч. По стилю керамики было выявлено 600 мастеров.

ПОРТИК АТТАЛА. В 159-138 гг. до н.э. царем Пергама был Аттал II, называвший себя в надписи «сыном царя Аттала и царицы Аполлониды». В юности он обучался в Афинах и считал этот город своей второй родиной. Отмечая победу на состязании хоров в качестве хорега, он распорядился соорудить на Агоре портик («стою»), служивший, главным образом, местом собраний граждан.

Двухэтажный Портик Аттала образован двумя рядами колонн. В задней стене было несколько десятков помещений, которые могли использоваться для отдыха и торговых целей. Портик оставался нетронутым вплоть до катастрофы 267 г. н.э., когда он был разрушен. Рядом с ним в ходе раскопок были обнаружены следы фонтанов.

Остатки Портика Аттала, как это видно из акварели одного из европейских путешественников, продолжали стоять вплоть до XVIII в. Это позволило археологам реставрировать памятник . После завершения раскопок Агоры Портик был великолепным образом реконструирован Американской школой классических исследований при финансовой поддержке Дж. Рокфеллера-младшего (1953-1956) и превращен в музей, где представлены самые значительные из находок.

БИБЛИОТЕКА. Библиотеки в Афинах засвидетельствованы уже в V в. до н.э. Выше уже сообщалось о библиотеке Евфидема Красавца, собравшего много книг ученых и поэтов. Однако археологи обнаружили только библиотеку римского времени, принадлежавшую, согласно надписи, римлянину Титу Флавию Пантену . Судя по начертанию букв, библиотека была построена около 100 года н.э. Вскоре после этого Агору украсила статуя римского императора Адриана.

Кроме главного зала, обрамленного колоннами, в библиотеке было двенадцать небольших помещений, по-видимому, для хранения книг и служебных целей. Одно из них, в котором обнаружены незавершенные мраморные статуи, было мастерской скульптора. Сохранился обломок надписи с указанием времени работы библиотеки и правил получения книг.

Археология использовала все обогатившие человечество открытия, в том числе и фотографию, включая снимки из космоса. И в плане дальнейших перспектив для археологии не существует пределов. Но количество памятников ограничено. Ныне в Греции не осталось ни одного памятника, упомянутого Павсанием и другими греческими авторами, которого не коснулась бы лопата археолога. Так что уже поднимается вопрос о «тайм ауте» до новых открытий в области техники.