Ангел гефсимании. «Моление о чаше» в живописи Камень где молился иисус перед арестом

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной (Великой) недели , в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий четверг.

«Молением о чаше» называют молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Эта молитва, с точки зрения христианских богословов, является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46). Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову». Как человек Христос умирает, как Бог возрождается.

«Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "Посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова. Потом снова возвращается к ученикам и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня"» (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

Вечером в Страстной четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти. Это, несомненно, отрывок, к которому мы должны приближаться коленопреклоненно. Здесь изучение должно переходить в поклонение. И перед иконой «Моление о чаше» не молятся, поскольку в этот момент происходит молитва Самого Христа, и мы можем Ему только благоговейно сострадать. Икона эта обычно помещается в алтаре храма, у жертвенника.

В Гефсиманском саду Христос был совершенно уверен в том, что впереди Его ждет смерть. Здесь Иисусу пришлось вынести самую тяжелую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Это была борьба, исход которой решал все. В этот момент Сын Божий знал только одно: Он должен идти вперед, а впереди — крест. Мы можем сказать, что здесь Иисус познает урок, который однажды должен познать каждый: как принять то, что невозможно понять. Воля Божья властно звала Его вперед. В этом мире с каждым из нас происходят события, которые мы не в состоянии осмыслить, вот тогда в полной мере испытывается вера человека, и в такой момент человек может быть укреплен тем, что Христос тоже прошел через это в Гефсиманском саду. А это значит, что каждый человек в нужный момент должен научиться сказать: «Да будет воля Твоя».

МОЛЕНИЕ, МОЛЕНЬЕ, я; ср. Книжн. к Молить и Молиться. Совершать моленья. М. о чаше … Энциклопедический словарь

моление - моле/нье к молить и молиться. Совершать моленья. Моле/ние о чаше … Словарь многих выражений

Русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его… …

- (родился в 1821 г., умер 22 августа 1847 г.) гравер, ученик Уткина, сын мещанина Псковской губернии; благодаря содействию князя Константина Шаховского, обратившего внимание на выдающиеся рисунки мальчика самоучки, он был помещен в 1837 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Джованни Беллини итал. Giovanni Bellini … Википедия

Мазаччо … Википедия

Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Книги

  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого зарубежного художника Гарофало. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным…
  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого итальянского художника уходящей эпохи Возрождения Бенвенуто Тизи да Гарофало (1481-1559), больше известного…

Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса. Сюжет иконы Моление о чаше предшествует аресту Христа и его крестной казни и раскрывает один из ключевых моментов спасения Иисусом человеческих душ. После вечерни, взяв троих учеников – Иоанна, Иакова и Петра, он направился в Гефсиманский сад. Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды. Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа. Первое моление было просьбой уберечь его от чаши страданий, которая ассоциировалась, в первую очередь, со смертью. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение. В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа. Предатель знал, что Иисус любил этот сад.

В иконописи очень часто используют этот сюжет. Обычно художники очень точно соблюдают евангельское описание этой сцены. Иисус Христос, занимающий центральное положение, всегда молится на коленях, обращаясь к небу. Он так усердно молится, что по его лицу бежит кровавый пот. С неба к Христу спускается ангел с чашей в руках. Чаша является символом страданий и смерти. Ангел несет её Христу, чтобы он добровольно испил из неё. Подле молящегося Иисуса спят трое его учеников. Обычно их изображают на переднем плане, чтобы подчеркнуть их безмятежный сон в противопоставление тревожной молитве. На заднем плане часто можно разглядеть приближающегося со стражей предателя Иуду. Всё это происходит на фоне Гефсиманского сада. Иногда на иконах изображают Иерусалим, вид на который открывается из сада.

Значение иконы Моление о чаше

В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. Первая молитва показывает страх перед надвигающимися мучениями и смертью, что присуще любому человеку. С другой стороны, другими молитвами Иисус выражает стремление покориться Божией воли и принять все тяготы. Это очень отважный поступок, потому как Иисус знал, что своей смертью искупит грехи людей и возьмет ответственность за будущие прегрешения.

К иконе обращаются, когда находятся в затруднительном положении, теряют надежду. Икона Моление о чаше помогает не отчаиваться и найти выход из ситуации, определиться с тем, что будет правильнее. Страх может погубить человека. Если кто-то считает, что находится в безвыходной ситуации, он часто выбирает не тот путь, совершает предосудительные поступки, способен оттолкнуть близких людей.

Молятся иконе Моление о чаше, чтобы принять правильное решение, найти верный путь, не совершить глупости или даже страшные деяния.

Молитва перед иконой остается последней надеждой, в таких ситуациях, когда вера в Господа единственное, что держит и спасает. Вседержитель поможет покаявшемуся не поддаться искушению, согрешить.

Чаще всего перед иконой, обращаясь к Богу, читают молитву «Отче наш». Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему. Молиться нужно прилежно и бодрствовать, и тогда Господь обязательно поможет просящему. Обратиться к молитве во время Великого поста, или Страстной недели будет очень символично. Моление Иисуса Христа происходило в четверг, который сейчас именуются Великим или Чистым четвергом. Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста.

Многие верующие стремятся причастить именно в Великий четверг, так как во время последней Тайной вечерни, после которой он отправился в Гефсиманский сад, он установил Таинство Евхаристии. Христиане называют Евхаристией Таинство причащения тела и Крови Христовой, единения верующего с Богом. По сей день Таинство проводиться во всех храмах при каждой Божественной литургии.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Описанная в Евангелиях молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду глубоко затрагивает человеческие сердца, заставляет задуматься о трагическом одиночестве Спасителя. Не стали исключением и художники разного времени, в своей живописи они стремились найти ответы на вопросы, волнующие духовно развитого человека.

Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать?

В конце XIX века к этому сюжету обращались многие русские художники, работающие в области исторической живописи на религиозные темы. Накопленный к этому времени мировой художественный опыт и нестесненность строгим каноном давали возможность для вариативности в изображении. Поэтому перед зрителем представали удивительно разные, но в то же время объединенные общим замыслом произведения. Проблема духовного толкования как самого образа Спасителя, так и его Божественной Премудрости стала одной из основных в русской религиозной живописи второй половины XIX века. В это время в среде русской интеллигенции стала популярной тема идентификации себя и своей роли в обществе с Мессией.

Давайте рассмотрим две картины, в которых, на наш взгляд, представлены два направления решения этой проблемы. Это полотна двух выдающихся мастеров своего времени: Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду» (1869) и В.Г.Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878). Отталкиваясь от церковного догмата В.Г. Перов следует за идеей выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду». Н.Н.Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества.

Ни одно из этих произведений не было оценено современниками. Картина В.Г.Перова с момента ее первого экспонирования была записана в разряд слабых, «насильственно сочиненных», и даже компрометирующих художника. Картина Н.Н.Ге в свое время не была принята ни академистами, ни критиками-демократами, а лишь позднее была оценена М.Врубелем и приобретена П.М.Третьяковым для своей коллекции.

Картины написаны в разных жанрах: произведение Н.Н. Ге тяготеет к портретной живописи, а работа В.Г. Перова – к жанровой. Первый художник ставит своей целью создание психологического портрета своего героя, второй стремится передать через узнаваемые символы суть евангельского сюжета и двойственной природы Христа. Но и в том и в другом случае поставленная цель ведет к раскрытию смысла исторической драмы, описанной в Евангелие. Только в первом случае оно достигается через раскрытие личностного начала Христа, а во втором – через богословское толкование евангельского сюжета, символику, уходящую своими корнями в традиции религиозной живописи.

В композиционном построении обоих произведений можно выделить три основных плана. На переднем плане представлена фигура Христа, два других плана отданы пейзажу. Существенным различием рассматриваемых произведений является то, что в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лика Христа, что сразу выделяет эту работу среди других, посвященных данному сюжету Евангелия. Среди исследователей существует мнение, что для художника это имело принципиальное значение, так как главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Но в то же время в картине присутствует элемент театрализации изображаемого сюжета, использование сценических приемов. В картине В.Г. Перова Христос изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея) на специально «созданном» для этого участке земли переднего плана, который напоминает скорее сцену, чем реальное пространство Гефсиманского сада. Задний план написан подобно занавесу, на котором изображен расположенный вдали у подножия холма ночной город со светящимися фрагментами оконных проемов. Город, лишенный каких-либо явных географических признаков или особенностей национальной архитектуры, написан достаточно условно. Он является скорее «обозначением города», его «знаком». Значительная удаленность домов напоминает раскрывающиеся в оконных проемах пейзажи в традиции западно-европейских мастеров.

Средний план представлен мощными стволами деревьев, которые вместе с просвечивающимися между ними фрагментами каменной кладки стены проводят резкую границу между передним и задним планами. Ветвей деревьев мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые с отблесками лунного света стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. Художник направляет взгляд зрителя по каменным ступеням, расположенным в левой части картины, в неизвестность, давая понять, что это и есть будущий крестный путь Спасителя. Направление движения ступеней совпадает с расположением невидимого источника света. Свет окутывает фигуру Христа и отделяет от его плотной материальной фигуры нечто почти не осязаемое, обозначенное только легкими бликами света – намек на его будущее вознесение. Игра света, цветовые сочетания имеют в картине В.Г. Перова большое значение, тогда как красочная палитра в картине Н.Н. Ге стремится к монохромности, что придает большую цельность произведению.

В произведении Н.Н. Ге сделан акцент на раскрытие внутреннего состояния Христа, на передачу всей глубины разнообразия чувств, выраженной минимальными средствами. Художник старался передать пространство, на котором расположил фигуру Христа, максимально «натуроподобно». Заметно накренившаяся линия горизонта, плотно сомкнувшиеся кроны деревьев над головой Спасителя с первых мгновений настраивают зрителя на понимание напряженного драматизма происходящего. Для достижения желаемого эффекта художник обращается к нашим чувствам, к эмоциональному сопереживанию, благодаря которому мы проникнем во внутренний мир Христа.

В картине Н.Н. Ге также присутствуют три основных плана, но нет той четкой разделенности, которая сразу бросается в глаза в работе В.Г. Перова, нет фрагментарности. В отличие от картины В.Г. Перова, пространство которой воспринимается ограниченно замкнутым, несмотря на наличие заднего плана, у Н.Н. Ге мы наблюдаем ярко выраженную удаленную перспективу, которая создает эффект стремительного движения вглубь. Возникает ощущение, что Христос задержится здесь лишь на мгновение, он будто застыл перед прощанием.

Следует сказать особо о ритмах, присутствующих в обоих произведениях. В картине Н.Н. Ге, подобно колоннам древнехристианской базилики, уходят вдаль две параллели почти равноотстоящих друг от друга деревьев. Тем самым мотив храма присутствует в картине, но прочитывается скорее эмоционально, чем визуально. Фигура Христа при таком прочтении подобна алтарной росписи христианского храма. Тем самым художник подходит к нетрадиционной трактовке религиозного сюжета, сохраняя традиционные ассоциативные связи, заложенные на подсознательном уровне. В картине В.Г. Перова также присутствуют эти связи. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что мощные стволы деревьев на среднем плане и упирающаяся в них выложенная из крупных камней стена, внезапный обрыв которой вызван скорее необходимостью создать определенный символ, чем стремлением к передаче натуроподобной части пейзажа, образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает Христа, его решения. Ракурс, в котором написан символический крест, напоминает сцену «Несение креста». Художники, безусловно, изучавшие древнерусскую иконопись, волна интереса к которой в конце XIX века поднялась с новой силой, пытались вложить в свои образы весь синтезированный опыт работы древних мастеров.

Как уже отмечалось выше, картина Н.Н. Ге тяготеет к портрету. Скорее всего, автора интересовал данный евангельский сюжет именно в аспекте духовных и эмоциональных переживаний самого Христа, возможно, художник пытался поставить себя на место Спасителя. Поэтому центральное пространство полотна полностью занимает коленопреклоненная фигура Христа, напоминающая своими очертаниями монолит нерушимой скалы. В этом прослеживается отголосок древнерусской традиции изображения Христа и Богоматери («Спас на троне», «Богоматерь – Гора Нерукосечная»), и в то же время мы можем увидеть влияние западных, современных художнику мастеров, работающих в области психологического портрета. Остальное пространство картины занимает пейзаж, который также наделен неким психологизмом. Он выражен и в растрескавшейся поверхности земли, разбитой неведомой стихией, и в изломанных ветвях масленичных деревьев, одно из которых готово упасть за спиною Христа, и в одиноко стоящих двух тоненьких деревцах в правой части картины, хрупкость которых заметно контрастирует с мощью стволов больших деревьев заднего плана. Скупость и суровость пейзажа помогают глубже и полнее передать внутренне состояние Христа, которое художник пытается философски осмыслить. Какой именно вопрос или серию вопросов решает Спаситель? Похожи ли его мысли и выводы на рассуждения простого человека? Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Все эти вопросы и попытки найти ответы на них возникают при вдумчивом вглядывании в картину Н.Н. Ге. В лике Христа, в положении его фигуры, в легком наклоне головы, в тщательно выписанной правой руке, смиренно, но твердо лежащей на колене Спасителя, – во всем удивительное сочетание, казалось бы, несовместимых проявлений человеческой личности: готовность, решительность и в то же время смирение; внутренняя духовная сила, но великая мудрость в ее проявлении; знание и принятие; понимание будущего предательства, но незлобивость и великое прощение.

В.Г. Перов, отказываясь от написания лика Спасителя, уходит таким образом в своем произведении от размышлений о Его духовном и эмоциональном переживании. В.Г. Перов в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Это выявление происходит через все элементы предметной среды на холсте: природу, строения и саму фигуру Христа, которые прописаны художником достаточно объемно. Мы почти физически осязаем лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, красиво раскинутые локоны темно-русых волос, Его вытянутые вперед руки, кисти которых напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Этот физический мир уже отрекается от своего Спасителя, и тени надвигаются на павшего ниц Христа, постепенно дематериализуя объемы Его фигуры. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело, дабы обрести иное, более утонченное. Об этом преображении говорит природа, давая в своих детях символы страстей Христовых: одно из растений передает символ креста, обилие крупных растений, похожих на кактусы, напоминает о терновом венце.

Тема тернового венца является одной из основных в обоих произведениях, но обращение к ней, ее трактовка существенно различаются. В картине В.Г. Перова терновый венец – предвестник близкой крестной смерти, расположен прямо над головой Христа. Воздушность и легкость венца, его призрачность позволяют увидеть в нем не только ореол мученичества, но и намек на нимб святости (тонкий нимб овальной формы над головой святого – традиционное решение для религиозной живописи Западной Европы). Символ неотвратимости Голгофы и крестного пути – венец – легко прочитывается, тогда как в картине Н.Н. Ге только после определенного времени, проведенного в созерцании картины, зритель начинает осознавать присутствие этого символа. У Н.Н. Ге терновый венец Христа сплетают изломанные ветви масленичных деревьев, кроны которых сомкнулись над головой Спасителя, как символ неотвратимости, как будто весь мир сплетает Ему терновый венец. Мы наблюдаем здесь не конкретно-предметную передачу образа, а более философскую. То же происходит и в трактовке фигуры Христа. Едва различимые градации цвета, близкого к абсолютно черному, тем не менее лепят форму фигуры Спасителя, Его одежд, цвет которых уже не привязан к традиционной иконографии, как в картине В.Г. Перова.

И опять встают вопросы: кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать? В картине В.Г. Перова показан единственный конкретный момент предательства, тогда как в картине Н.Н. Ге этот момент перспективно продолжен, как будто и в его время продолжаются муки Христа. Эта мысль созвучна с философскими размышлениями выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого о том, что весь христианский мир, каждый день произнося имя Христа, читая молитвы и совершая молебны, вместе с тем «благополучно» предает его заповеди, а зачастую, просто искажая их или давая им узкую трактовку, использует учение Христа для достижения личных эгоистических целей. Идеи Л.Н. Толстого оказали большое влияние на мировоззрение Н.Н. Ге.

В обоих произведениях ночная тень «разрушает» изображение, дематериализует его, привнося в картину атмосферу некой призрачности. В картине В.Г. Перова одна из теней, как будто преграждая земной путь Христа, легла черной массой перпендикулярно к Его фигуре. Черная мгла, растворившая в себе розовый куст, не оставила от него даже очертаний, а только неосязаемую паутину теней, перетекающих в такое же эфемерное отражение ветвей слева. Подавленные тьмой, плоскими воспринимаются и могучие деревья, о массивности которых свидетельствует лишь слабый лунный свет, скользящий по их крутым бокам. Ночь, накрывшая город, что виднеется вдали, поглотила объемность его строений, причудливо сведя их к двухмерным силуэтам. И природа, и городской пейзаж, утрачивая под покровом ночи свою фактуру, весомость, как-то сразу начинают трансформироваться в свою прямую противоположность - мир теней, бесплотный, неуловимый, как и дух, почти ирреальный, в котором сугубо чувственное восприятие цвета и формы меняется на какое-то иное самоощущение, с оттенком мистического.

Еще сильнее этот эффект наблюдается в картине Н.Н. Ге, колористический строй которой стремится к монохромному. Тьма, распластанная по земле под ногами Спасителя, медленно надвигается на Его фигуру, пытаясь ее совсем поглотить, но здесь она играет и обратную роль. Превратив в монолит фигуру Христа, она тем самым как будто создала «памятник» Ему. Нечто подобное произошло и в самой евангельской истории. Невежество, злоба, ненависть и зависть людей, приведшие Христа на Голгофу, тем самым увековечили Его имя. Светлым остался лишь лик Спасителя как свидетельство необычайной чистоты Его духа, божественных излучений Его внутреннего света. На этот свет отзываются проблески голубого неба, почти невидимого сквозь плотно сомкнутые ветви деревьев, но присутствующего как символ неугасимой надежды на то, что подвиг Христа не пройдет даром. Так, наверное, думал художник и о значении своего творчества, не оцененного современниками.

В картине Н.Н. Ге натурализм в передаче природы превалирует над символической декоративностью. Земля и деревья написаны с большим правдоподобием, в картине в целом больше внутреннего реализма, то есть соответствия изображения его внутренней наполненности. Это помогает зрителю более явственно ощутить внутреннее состояние Христа, Его великую жертву.

Библейское понятие снисхождения Единосущного Богу Христа к людям ради их спасения, прославления и последующего вознесения выражалось в традиционной иконописи различными изобразительными средствами, передающими двунаправленное движение. Так и в картине В.Г. Перова мы наблюдаем явно подчеркнутую доминанту вертикали, обозначенную волнообразным ритмом изгибов деревьев, поднимающихся с земли, подобно восходящим к небу мощным языкам пламени. Подсвеченные лунным светом, они символизируют собой силу духовного горения Христа в преддверии вознесения Спасителя. Отсюда эта призрачность всего земного. Реален лишь миг, в котором соприкоснулись земля и небо, материя и дух, время и вечность. Художник стремится выразить пограничье между человеком и Богом. Этой идее отвечает и колорит картины: основной цвет – зеленый с оттенками розового и сиреневого, с преобладанием отраженного лунного света. Краска положена густо. Природа скорбит. Город равнодушен. Возникает ощущение, что душа Христа отделяется постепенно и тянется к Божественному свету. Отталкиваясь от церковного догмата, Перов следует за идеей, выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду».

Н.Н. Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества. Фокусом картины, к которому устремляется взор зрителя, является лик Христа. Несмотря на общий темный колорит произведения, лик выписан светло и отчетливо. В нем сосредоточены самые глубокие философские размышления художника.

Лик Христа выражает решимость, непреклонность в выборе действия, ставшего результатом усердной молитвы, но в то же время в нем прочитывается великая скорбь, которая проходит основным лейтмотивом через творчество Н.Н. Ге, связанное с религиозной тематикой. Позднее она найдет свое яркое воплощение в картинах «Что есть истина?», «Распятие», написанных под влиянием размышлений о судьбе христианства близкого друга Н.Н. Ге – Л.Н. Толстого.

Таким образом, картины двух выдающихся художников конца XIX века, посвященные евангельскому сюжету «Моление о чаше», или «Христос в Гефсиманском саду», представляют собой два различных подхода к выражению художественными средствами библейского сюжета. Один из них, отраженный в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878), показывает направление, связанное с религиозной символической живописью, берущей свое начало в средневековой иконописи, тогда как в картине Н.Н. Ге заметно личное отношение художника к сюжету и его прочтению, выраженное живописными и композиционными приемами.