Беседа «Что такое вежливость. Значение слова «вежливость Что такое вежливые слова определение

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Русский речевой этикет

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

Составители: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева

Русский речевой этикет: Учебно-метод. пособие / НГТУ; Сост.: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева, 2005, с.

Редактор

Подп. к печ. Формат.Бумага.

Печать. Печ.л. . Уч.-изд.лит. . Тираж.Заказ.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. 603600, Н.Новгород, ул. Минина, 24.

Нижегородский государственный технический университет, 2005.

Введение. 4

Вежливость. 4

Определение понятия «вежливость». 4

Виды вежливости. 5

Разновидности вежливости. 7

Приветливость 7

Средства выражения вежливости. 8

Кинетические 8

Речевой этикет. 11

Правила речевого поведения. 11

Национальные особенности русского речевого этикета. 15

Ситуативная вариантность этикетных формул. 22

Виды общения 22

Приложение. Частные сферы применения речевого этикета. 29

Особенности речевого этикета в религиозной сфере (русская православная традиция). 29

Обращение к духовенству. 30

Обращение к священнику. 31

Обращение к диакону. 32

Поведение при разговоре со священнослужителем. 32

Общение мирян в церкви. 32

Общение на письме. 33

Речевой этикет делового общения. 35

Речевые стандарты, принятые в деловом общении. 36

Этикет делового телефонного разговора. 39

Речевой этикет электронных средств коммуникации. 43

Частные виды электронных средств коммуникации. 47

Средства online-общения Chat, IRC, ICQ. 50

Использование аббревиатур. 53

Задания. 54

Вопросы для самоконтроля. 58

Список литературы. 60

Введение.

Культура речи человека - это такой выбор и такая организация речевых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Таким образом, культура речи включает в себя три аспекта: 1) нормативный , 2) этический, 3) коммуникативный.

Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этика речевого общения начинается с доброжелательного отношения к собеседнику, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Этические нормы воплощаются в специальных формулах речевого этикета и выражаются комплексом разноуровневых средств.

Вежливость. Определение понятия «вежливость».

Речевой этикет соотносится с понятием вежливости , которое в самом общем смысле можно охарактеризовать как соблюдение правил приличия в обществе . Вежливость - это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. В общественном сознании вежливости противопоставлены грубость и высокомерие.

Русское слово вежливость образовано от прилагательного вежливый 1 , первоначально имевшего значение «знающий, сведущий, образованный, учёный». Современное значение - «соблюдающий светские, житейские приличия учтивый, услужливый, предупредительный» сформировалось не ранее XVI в. В.И. Даль определяет понятия «вежа» и «невежа» следующим образом: «Ныне вЂжа и невЂжа относятся не до учёности или познаний (в значении неучёного говорится невЂжда ), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий».

Существуют различные виды и разновидности вежливости.

Наталия Горячко
Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»?

Беседа на уточнение лексического значения

«Что такое вежливость

Цели : воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми; уточнение лексического значения слова «вежливость » , «обходительность» , «предусмотрительность» , «тактичность» , «заботливость» ; учить интонационно выразительно проговаривать вежливые слова .

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости . Кто знает, что такое вежливость ? (Дети высказывают свои варианты определения «вежливости » ).

Слово «вежливость » образовалось давным-давно. Произошло оно от старого слова «ведать» . Это слова значили «знать что-то» . А было ещё слово «вежа» , что значило «знаток, человек, который что-то хорошо знает» . И слово вежлив означало «человек, который знает как себя вести» . Иными словами, «вежливость » - это умение себя так вести, чтобы другим было приятно с тобой общаться, умение предусмотрительно, внимательно, заботливо, обходительно, тактично относится к другим людям.

Ребята, а что значат слова «тактично» , «предусмотрительно» , «заботливость» ? (Дети по очереди кратко говорят о своих представлениях) .

Тактичность произошло от слова «такт» , которое значит чувство меры , умение вести себя общепринятым образом. Тактичность – обладание тактом, знание чувство меры.

Быть предусмотрительным значит заранее подумать о чём-либо.

Заботливость – это доброжелательность, внимательное отношение к другим, к их желаниям и состоянию здоровья. Кто может привести примеры заботливости?

Послушайте стихотворение одной девочки :

Я смотрю в окошко,

Где папуля ходит,

А ещё там кошка

Хвост задравши бродит.

Я люблю кыс-кыску,

Папу я люблю,

Им на ужин в миску

Молочка налью.

Как вы думаете, девочка какая – заботливая или нет? Правильно, заботливая. Она заботится о папе и кошечке.

Ребята, а к кому мы можем обращаться на «ты» , а к кому на «вы» ? Правильно, взрослым, не знакомым людям мы обращаемся на «вы» , а к близким родственникам, друзьям мы обращаемся на «ты» .

Когда мы должны вежливо себя вести ? С кем мы должны вежливо себя вести ? Почему мы должны себя вежливо вести ? Давайте теперь подумаем, какие ещё слова мы можем отнести к слову «вежливость » ?

Слова приветствия – «здравствуйте» , «доброе утро» , «добрый день» , «добрый вечер» , «привет» , «рад тебя видеть»

Слова прощания – «до свидания» , «до встречи» , «всего доброго» , «всего хорошего» .

«Волшебные» слова – «пожалуйста» , «спасибо» .

Слова – извинения – «извините» , «простите» , «прошу прощения» .

Все эти слова и есть вежливые слова , которые употребляют в речи вежливые люди . Итак, давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились?

Дети перечисляют слова с примерами их употребления.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?» Беседа с детьми по теме: Что такое книга? Где живут книги? Описание: знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

В нашей средней группе " Фантазёры" прошла беседа "Что такое вакцинация", которую провела медсестра детского сада Татьяна Борисовна. В.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат №5 города Аши»

Классный час на тему:

«Поговорим о вежливости»

Подготовила: Воднева Ирина Александровна

Учитель географии и биологии

Классный руководитель 6 класса

г. Аша

2016г.

Задачи :

    продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

    приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях;

    формировать у детей нравственное представление вежливости

Планируемые результаты :

Предметные:

    воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;

    воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета

Метапредметные:

регулятивные:

    самостоятельно формулировать задание: определять его цель;

    планировать алгоритм его выполнения;

    корректировать работу по ходу его выполнения;

    самостоятельно оценивать

познавательные:

    ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

    определять круг своего незнания;

    планировать свою работу по изучению незнакомого материала

коммуникативные:

    участвовать в диалоге;

    слушать и понимать других;

    высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    соблюдать правила вежливости и этикета

Личностные:

    ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;

    осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;

    соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

Здравствуйте ребята! Сегодня на классном часу мы будем знакомится с правилами вежливости. Наш классный час я хочу начать с притчи «О вежливости».

Притча. О вежливости.

3. Итог классного часа.

Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

    Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда... .

    Мне помогают правила вежливости тогда, когда... .

    Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что... .

Спасибо за урок!

  • Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.
  • Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».
  • Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
  • Вежливость даёт радость – от общения с людьми.
  • Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.
  • Вежливость освобождает – от хамства и грубости.

Проявления вежливости в повседневной жизни

  • Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
  • Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
  • Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
  • Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

Как развить в себе вежливость

  • Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
  • Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
  • Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
  • Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

Золотая середина

Грубость | полное отсутствие вежливости

Вежливость

Сверхвежливость | чрезмерная, неуместная вежливость, иногда выглядящая как угодливость или подобострастие

Крылатые выражения о вежливости

Вежливость без знания должного превращается в самобичевание. - Конфуций - Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. - Жан Жак Руссо - Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие. - Английская пословица - Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах. - Томас Маколей - Вежливость - первая и самая приятная добродетель. - Джон Локк - Правила вежливости и светского этикета Свод правил светского этикета на все случаи жизни. В приложении – образцы писем, написанных в соответствии с этикетом. Мария Кановская / Этикет Книга научит вежливости, комфортному общению и правилам приличия в самых разных ситуациях – от торжественного приема до туристической поездки.