Дом центросоюза ле корбюзье. Ле корбюзье под ударом. Как здесь работается

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

Московскому шедевру модернизма крупнейшего архитектора ХХ века Ле Корбюзье грозит появление по соседству 58-метровой башни. Президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры РФ с призывом не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба вплотную к всемирно известному памятнику.

В июле 2016 года 17 построек Ле Корбюзье из семи стран (Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Японии, Аргентины и Индии) были включены, в составе единой транснациональной номинации, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главным инициатором выдвижения и координатором всего процесса стал авторитетнейший парижский Фонд Ле Корбюзье , созданный в 1965 году по инициативе самого архитектора. Здесь хранится огромный архив творческого и рукописного наследия мастера, включая архитектурную графику, художественные произведения, рукописи его многочисленных книг, фотоархив и т.д. Фонд располагается в вилле Ла Рош и Жаннере, построенной Ле Корбюзье в Париже в 1923-1925 годах. Здесь ведется обширная исследовательская и просветительская деятельность. Фонд также внимательно следит за сохранностью наследия великого архитектора, находящегося во многих странах мира, в том числе и в России.

Первоначально в перечень кандидатов для включения в список Всемирного наследия на экспертном уровне было включено и здание Центросоюза , расположенное на участке между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова (1928–1937 г., Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н.Я. Колли) – самая крупная постройка архитектора в довоенной Европе. В ней были воплощены все Пять принципов современной архитектуры, разработанные Ле Корбюзье. Но из окончательного перечня московский шедевр архитектора исчез. Одна из причин оказалась технической: недостаточно высокий – региональный – статус объекта в российском реестре памятников.

Но возможность продвижения дома Центросоюза в список Всемирного наследия сохраняется и по сей день – при условии, что российская сторона приложит необходимые усилия по повышению охранного статуса памятника до федерального и расширению состава номинации «Архитектурные произведения Ле Корбюзье. Выдающийся вклад в Современное движение» . Тем более что недавно в здании проведены реставрационные работы, а со стороны Мясницкой Ле Корбюзье был установлен памятник в полный рост – единственный в центре Москвы, прославляющий профессию архитектора.

Однако пока что усилия прилагаются в прямо противоположном направлении – в сторону ухудшения сохранности здания и его исторического окружения. Объектом коммерческих интересов стал участок, примыкающий к территории дома Центросоюза. Проектируя здание, Ле Корбюзье просчитывал его взаимодействие с окружающей застройкой, включая и расположенные по соседству дореволюционные жилые дома. Но он не мог просчитать, что через 90 лет после постройки здания Центросоюза у него может появиться новый 58-метровый сосед, грозящий погубить среду и восприятие памятника – а вместе с ними и номинацию ЮНЕСКО.

На рисунке Ле Корбюзье 1929 г. здание Центросоюза вписано в существующую и поныне городскую застройку. В правой верхней части рисунка изображены жилые дома по адресу ул. Мясницкая, 41, стр. 6 и 7.

Участок по проспекту Академика Сахарова (адрес по Мясницкой ул.: вл. 41, стр. 6, 7), примыкающий к территории дома Центросоюза, был передан инвестору еще в 2005 г. Согласно контракту между Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ и ООО «Астин-Ком», находящиеся на участке жилые дома 1897 г. постройки должны были сноситься ради строительства бизнес-центра с подземным паркингом. Тогда освоение участка и снос не состоялись, а права инвестора со временем перешли к ООО «ФИН.КОМ». Возможно, новому строительству помешал статус территории, входящей в объединенную охранную зону объектов культурного наследия №61.

Чтобы преодолеть это препятствие, в 2015 г. мастерская историко-культурных исследований №20 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина подготовила, по заказу инвестора, «Проект единой охранной зоны №61, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны». Этим проектом интересующий заказчика участок вырезался из охранной зоны; тем самым на нем становилось возможным высотное строительство вне ограничений, накладываемых статусом охранной зоны и требованием регенерации.

Фрагмент карты из материалов ПЗЗ с разрешенными параметрами нового строительства: плотность застройки — 58900 кв.м/га, предельная высота — 58 м.

В замечаниях к проекту ПЗЗ, подготовленных «Арх надзором», было указано на несовместимость подобных параметров со статусом охранной зоны. Но если инвестор добьется своего, статус территории исчезнет, а шедевр Ле Корбюзье будет задавлен очередной несоразмерной высоткой.

Главный хранитель наследия архитектора – Парижский Фонд Ле Корбюзье – не может смириться с подобной ситуацией. Президент фонда Антуан Пикон направил мэру Москвы Сергею Собянину и министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо, в котором выражает крайнюю озабоченность происходящим и объясняет, почему нельзя допустить высотного строительства рядом со зданием Центросоюза. Мы публикуем это письмо и также обращаемся к его адресатам: охранная зона всемирно известного памятника – не место для очередного высотного бизнес-центра .

Президент Фонда Ле Корбюзье

Мэру Москвы С. Собянину

Копия: Министру культуры РФ В. Мединскому

Тема : Ситуация со зданием Центросоюза, Москва

Господин мэр,

Хотел бы обратить Ваше внимание на ситуацию со зданием Центросоюза, выстроенным Ле Корбюзье в 1928 году на улице Мясницкая в Москве.

Недавно мне стало известно о существовании проекта строительства нового здания в непосредственной близости от здания Центросоюза. По имеющейся у меня информации, планируется снос двух жилых домов для строительства 14-этажного делового квартала с торговыми помещениями и общественными пространствами площадью 15 000 кв. м.

Реализация этого проекта оказала бы крайне пагубное влияние на ближайшее окружение здания Центросоюза, притом что оно строилось с учетом сохранения существовавшей на момент строительства застройки. Хотя за последние годы облик квартала претерпел некоторые изменения, непосредственное окружение этого великолепного здания до сих пор сохраняется в неизменном виде.

Я хотел бы выразить Вам глубокую озабоченность Фонда Ле Корбюзье возможностью реализации данного проекта. Как Вы знаете, в июле 2016 года 17 зданий авторства Ле Корбюзье были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти здания находятся в Германии, Аргентине, Бельгии, Индии, Японии, Швейцарии и Франции.

Сегодня, когда ценность архитектурного наследия Ле Корбюзье получает признание ЮНЕСКО, мы находим весьма прискорбным тот факт, что защитный режим одного из важнейших его произведений, и единственного в России, не распространяется на два исторических здания, оттеняющих его масштаб и его значимость в городском ландшафте.

Хотел бы также подчеркнуть, что серия архитектурных произведений Ле Корбюзье, включенная в Список Всемирного наследия, может со временем быть дополнена. Здание Центросоюза часто называют в числе потенциальных кандидатов на расширение списка из 17 зданий, входящих в эту серию. Было бы весьма жаль, если бы решение подвергнуть кардинальным изменениям буферную (охранную) зону, которой в настоящее время располагает здание Центросоюза, стало препятствием к потенциальному внесению Россией этой постройки в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги "Ле Корбюзье и мистика СССР" и другие.

Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24

Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города "Ответ Москве", известного под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.

В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.

Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина

А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина

В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали "Зеленый город", который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект "Ответ Москве", который известен под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.

Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей "жилой единицей" в Марселе.

Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); "прозрачные", просматриваемые фасады и свободные пространства этажей ("свободный план"). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.

Подготовила Софья Кондрашина

В Советский Союз, новую страну на карте мира, в которой европейские левые видели надежду на воплощение своих социальных утопий. Были и очарование неиссякаемыми идеями молодого поколения советских архитекторов, и публичные выступления (как в Большой аудитории Политехнического музея), и участие в конкурсах, и даже победа в одном из них, благодаря чему в Москве появилось Здание центросоюза – поистине шедевр модернистской архитектуры. В переписке с русским товарищем Александром Весниным Корбюзье отмечает: «В настоящий момент Москва является наиболее живым архитектурным центром». Смысл фразы станет понятней, если вспомнить, сколь сложен был путь к признанию идей мастера в западном обществе, сколько энергии, организационной и творческой, потребовалось для этого. Между тем в постреволюционной стране конструктивизм в гражданском и промышленном строительстве на недолгое десятилетие фактически сделался одной из государственных архитектурных религий. (Кто знает, примирила ли советская действительность Корбюзье с революциями, которых он всегда боялся? Ведь в бинарной оппозиции «архитектура или революция» он однозначно мыслил себя на стороне архитектуры.)
То, что в 1931 году Ле Корбюзье, уже тогда широко известный зодчий, не стал лауреатом конкурса на проект здания Дворца Советов, не представляется важным: проект не был осуществлен вовсе, и пластические идеи гениального швейцарца остались одним из интереснейших «файлов» в архиве его истории. Победа же Ле Корбюзье в конкурсе 1928 года на проект здания Все союзного общества кооператоров (Центральный сою; потребительских обществ, или Центросоюз) стала значительной вехой в истории мирового зодчества. По стройка, которую мастер возводил в сотрудничестве с кузеном Пьером Андре Жаннере и советским коллегой Николаем Джемсовичем Колли, явилась первым общественным зданием, первым государственным заказом в биографии звезды .
Конкурентами швейцарца в конкурсе на проект дома Центросоюза, объявленного Всероссийским обще ством гражданских инженеров (ВОГИ), выступал Александр и Виктор Веснины, их учитель Борис Вели ковский, Сергей Чернышёв (ставший спустя шесть лет главным архитектором Москвы и автором генерального плана ее реконструкции), Иван Леонидов, сибиряк Андрей Крячков и другие советские конструктивисты а кроме того - левые архитекторы из-за рубежа. Taк что победа была вовсе не дежурной данью уважения гостю, а выигрышем по гамбургскому счету.

В проекте, по условиям заказа (опубликованы в № : журнала «Строительство Москвы» за 1928 год), предлагалось запланировать четыре группы помещений. На открытый 1 -курс было подано 32 проекта. Ле Корбюзье, группа архитекторов Центросоюза, лондонцы Вернет и Тейт, а также Таут из Берлина участвовали в закрытом. Жюри состояло из представителей ВОГИ, МАО, ЛАС Центросоюза и Моссовета. Распределив премии участникам открытого конкурса, жюри, тем не менее, посчитало их проекты негодными. Что же касается работы Ле Корбюзье, то в отзыве комиссии отмечалось, что «четкость плана в размещении административных, оперативных общественных частей Центросоюза, хорошо запроектированные входы и вестибюли, наличие значительного отступа от Мясницкой улицы, удачное решение раздевален и стоянки автомобилей, своеобразное разрешение клуба и общая насыщенность проекта новыми решениями, переходящими в изобретательность, дают асе основания для рекомендации проекта Корбюзье к дальнейшей разработке». Были отмечены и минусы недостаточная освещенность гардероба, недостаточна обособленность клуба от остальных помещений, сложная конструкция перекрытия.

Тем не менее проект Ле Корбюзье отклонил и устроили второй конкурс, в котором маэстро вовсе не пригласили участвовать. И лишь в результате третьего конкурса в центре Москвы по адресу: улица Мясницкая, 39, выросло здание, вошедшее в путеводители по главным архитектурным достопримечательностям столицы. Реконструкция района позволила хорош» обозревать и задний фасад строения, который виде) с сегодняшнего проспекта Академика Сахарова.

По сути, оно представляет собой комплекс объемов со сплошным остеклением с перебивками поверхно стями, облицованными артикским туфом. Камень это вулканического происхождения, пористый, теплого фиолетово-розового оттенка. Комбинат по его добыче из месторождения на склонах Арагаца в Армении бы создан в городке Артик именно в 1928 году. Добывала и обрабатывался туф местными мастерами вручную.

Здание еще в период строительства солидно именовали домом Центросоюза, позже - домом Народной комиссариата легкой промышленности, после там рас полагалось Министерство текстильной промышленности, а с 1959 года - Центральное статистическое Управление (ЦСУ СССР). В новой России сооружение перешло Федеральной службе государственной статистики (Росстату). Памятник архитектуры, ныне объект [культурного наследия в соответствии с нуждами всегда многочисленных коллективов, его населявших, за время существования неоднократно подвергался переделкам, в 1991-1994 годах - реставрации.

Процесс строительства отразил драматизм резкой смены политической конъюнктуры страны. Творчество конструктивистов еще совсем недавно пользовалось покровительством партийцев, принадлежащих к «троцкистской оппозиции». Но после высылки Льва Троцкого из страны (в 1929 году) началось преследование его сторонников, возведение здания было приостановлено. Все же в 1933-1936 годах стройка завершилась, несмотря на то, что в архитектуре СССР восторжествовала: очередная неоклассическая тенденция.

Здание масштабно. В проекте изначально предполагалось, что находиться в нем будут 3500 служащих. Кроме многочисленных рабочих мест были устроены обширный конференц-зал, клубные помещения, библиотека, ресторан-столовая. Пандусы, ведущие наряду с лестницами из вестибюля наверх, - излюбленный прием Ле Корбюзье (мы увидим их через прозрачный фасад здания парламента в ). Пандусы не делают иной походку, как лестничные ступени, сохраняя индивидуальный шаг идущего.

Архитектор не изменяет себе и в главном: сооружение поставлено на «котурны»: в данном случае - изящные столбы, сохраняющие пространство между нижним этажом и землей. Свободный план предполагает отсутствие жестко детерминированного пространств Это стало возможным благодаря применению железобетонного каркаса, который, как и в проекте “Дом-Ино” был схож с этажеркой. Узкие опорные столбы позволял аранжировать пространство в соответствии с нуждам. Для Советского Союза это было в новинку. Ленточное окно (одна из «пяти отправных точек современной архитектуры») трактуется здесь тотально - сплошным остеклением. Фасад на Мясницкой при кажущейся элементарной (в буквальном смысле) простоте, тем не менее вовсе не скучен. Благодаря отсутствию фиксируемых взглядом оконных перегородок он становится экраном-отражателем, гигантским монитором, на котором не спокойное московское небо транслируют свою ежеминутно изменчивую феерию образов. Перпендикулярны параллелепипеды боковых корпусов, также восьми этажных, выступают вперед за линию фасадного экран; подчеркивая его «центральность», а «глухие» их торцы создают впечатление монументального обрамления; Учитывая местные метеоусловия, резкие перепады температур режима «зима - лето», Ле Корбюзье спланировал уникальную систему кондиционирования, а для сохранения тепла придумал вакуумное наполнение между двумя слоями стекол на фасадном «экране». (Увы, все задуманное оказалось осуществленным лишь частично Геометрическая ясность форм здания (прямоутольников центрального фасада и клубных помещений, а также мощного скругления, сохраняющего форму конференц-зала на заднем фасаде) здесь не исключает их пластической переклички, создающей определенную сложность взаимоотношений. Отметим способность зодчего предвидеть градостроительную ситуацию: задний фасад, выходящий в район тогда почти слободской атмосферы Домниковки, сразу же мыслился вполне репрезентабельно. Поэтому даже после проложения в 1980-х годах Новокировского проспекта (сегодня - проспекта Академик Сахарова), когда район был застроен пафосными офисными зданиями, задний фасад Центрсоюза выделяете в ряду других - главных.

Архитектурный авангард и реализация принципов функционализма архитектуры; Единственное здание на территории Росиии и Советского союза спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье.

Объект: Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома, Здание ЦСУ)
Архитектор / Дизайн:
Страна: Россия
Год создания: 1928-1936

Он не Ле Корбюзье- это всего лишь литературный псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя- Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами». Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де- Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского «Центрсоюза».



Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в . Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, архитектурный раздел в котором возглавлял Эдуард Жаннере, который подписывался как Ле Корбюзье.

Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье

Журнальные статьи о зданиях новой эпохи — своеобразный манифест и итог философских размышлений Ле Корбюзье. В публикациях архитектор уверяет, что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки, крыши должны представлять террасы: тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ле Корбюзье в Москве

Ле Корбюзье посетил Москву трижды. Сложно сказать, кто и кем оказался больше восхищен – Ле Корбюзье советскими архитекторами или они им. Зодчим новой страны было, что показать. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».

Архитектор Щусев, предпочитавший классику, создал Мавзолей Ленина с применением
новых геометрических форм.

Не зря Ле Корбюзье был так поражен! В современной Москве сейчас – двести зданий, построенный в ту эпоху, и четверть из них- архитектурные шедевры.
Ле Корбюзье не остался в долгу. Он « переплюнул» даже социалистических новаторов, предложив Генеральный План столицы «нового государства». Чтобы возвести, по словам Ле Корбюзье, «лучезарный город», Москву надо было снести полностью.

Тогда город бы приобрел не нынешнюю радиальную, а прямоугольную планировку.
В список «неприкасаемый зданий» после сноса вошли, конечно, Кремль, Китай- город, Большой театр и один из особняков на Страстном бульваре.

Столицу решили все- таки не сносить. Поняли, что дорого и не особенно актуально в полуголодной стране. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно». Зато гениального безумца вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центрсоюза. За что потомки были чиновникам только благодарны. Сооружение на Мясницкой улице до сих пор считается уникальным в мире воплощением бизнес — центра, делового здания.

Дом «Центрсоюза» и задумывался, как теперь говорят, деловой центр. Ле Корбюзье следуя планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях — часть сооружения все — таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойкы. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. «Центрсоюз» получил еще одно название- «дом на ножках».
Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау.

Что представляла собой вся конструкция? «Дом «Центросоюза», на самой деле – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы. В четвертом находился кинозал и фойе. Дом, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова.
К главному фасаду здание как будто спускается — его высота изменяется постепенно от восьмиэтажной до двухэтажной.








«Центрсоюз» имеет свои архитектурные секреты, которые можно заметить лишь в том случае, если обойти сооружение вокруг. Например, часть углов некоторых корпусов поставлены как будто не ровно, а немного косо. Холодные и правильные в геометрическом плане стеклянные стены сменяются «неправильными» поверхностями.
Внутренняя планировка, точнее ее отсутствие тогда, вероятно, поразила трехтысячную армию сотрудников наркомата. Этажи были построены с свободной планировкой благодаря железобетонному каркасу здания.
Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. Ле Корбюзье спроектировал стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.
Реализованный проект «Центрсоюза» признали новаторским даже в Европе, уже успевшей привыкнуть к архитектурному авангарду. Ле Корбюзье получил в наследство благодарных последователей. Вслед за «Центрсоюзом» дома на ножках с плоскими крышами и ленточными окнами стали расти в Москве как грибы.