Линия (лента) времени. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени Хронологическая лента истории

«Лента времени» (англ. timeline ) - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример - это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Ход второй мировой войны, ход отдельно взятого сражения, жизнеописание великого полководца или политика - все это прекрасно визуализируется с помощью timelines.

Использовать ленту времени можно и на других уроках, например, литературы, математики, физики, географии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала хоть какой-нибудь хронологии. Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, на уроках географии - хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий, на уроках биологии - фазы превращения гусеницы в бабочку и т.п.

Вы можете включить в ленту времени и события своей семьи, вашу родословную или родословные ваших учащихся, а также какие-то темы из истории искусств, музыки, науки, транспорта, внеся разнообразие в организацию воспитательной работы в классе.

Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек. Попробуйте ленту времени в действии - и вы быстро оцените возможности этого визуального инструмента.

Сервисы для создания лент времени

1. TimeRime.com - онлайн-сервис для создания лент времени. Работа с сервисом интуитивно понятна. В события можно добавлять текст, видео, графику, звук (mp3). Есть возможность совместной работы. В бесплатной версии ограничение на хранение размера созданной ленты времени в 50 Мб, количество событий на ленте не больше 100, видео можно добавлять только с YouTube. Для школ, университетов и других образовательных учреждений TimeRime предлагает платное использование сервиса. Это позволит создать закрытую среду, которая доступна с паролем для преподавателей и учащихся. В платном аккаунте нет рекламы, участники могут видеть только то, что создали учителя и учащиеся конкретной школы.

· Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

Ø Исторический словарь

Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

Ø Это интересно

- Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

- В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
гг. гг. гг. гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

· Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

· Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

Календарь и его виды

· Как и для чего люди составляли календари?

Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

календари .

Ø Исторический словарь

Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

Ø Это интересно

В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

· Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

· Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

Ø Памятка для решения хронологических задач

1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:

1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

каком веке произошло событие, если известен год?).

В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

Ответ: 2015– 1223 = 792года


Похожая информация.


В настоящий момент мы создали уникальную базу данных: внесли факсимильные постраничные изображения 3000 книг ХIХ – начала ХХ века, 3900 редких карт и более 20 000 исторических иллюстраций и фотографий. Эти исторические труды, энциклопедии, сборники документов, графика не переиздавались почти 100 лет - люди о них просто не знают.

Проект «Руниверс» рассчитан и на профессиональных историков и на заинтересованных школьников. Ежегодно сайт посещают 1,5 млн человек, они скачивают полмиллиона томов из нашей библиотеки. Именно они и являются нашей аудиторией.

Постепенно наш проект перешел к новому этапу своего развития - визуализации накопленных на сайте исторических данных. Именно так была создана «Лента времени».

Непрерывность истории

Мы хотели не просто расположить на временной шкале различные события из истории России, а представить их в контексте мировой истории. В школе и в институтах сначала изучается история Древнего мира, потом Средневековья, потом зарубежная история Нового и Новейшего времени и в отдельных учебниках - история России.

Получается, что российскую историю у нас традиционно изучают отдельно от мировой. Из-за этого возникают многие заблуждения, которые удалось бы избежать, если бы учебный и научный процессы были выстроены правильно. На «Ленте времени» исторические события расположены параллельно. Это позволяет сравнивать и сопоставлять мировую и российскую историю, время царствования правителей России и Европы, важнейшие войны и события в истории нашей страны.

скриншот сайта проекта

После школы у людей редко возникает представление о непрерывности русской истории, она воспринимается фрагментарно. Например, все знают про Петра I, а следующий известный правитель - Екатерина II . А ведь между ними уместилось 37 лет, три императора и три императрицы! Наш проект позволяет взглянуть на историю страны без разрывов.

О временном охвате

Даты начала и окончания первого таймлайна выбраны ключевые для российской истории: 1462 год - год начала правления Ивана III , при котором сформировалось единое Русское государство, и 1917 - год, когда Российская империя перестала существовать. Этот базовый событийный ряд мы разделили по тематическим разделам: присоединение земель, войны, правители России, Англии, Австрии, Польши, Франции, Швеции. Все события снабжены аннотациями, которые составили научные консультанты «Руниверса».

Мы сделали второй таймлайн - «Средневековая Русь 839-1462» - отражающий историю с 839 по 1462 годы. Планируем в этом году ещё один - с 1917 года по наши дни.

О трудностях

Для создания первой версии «Ленты времени» с 1462 по 1917 год потребовалось полтора года работы историков и программистов. «Средневековую Русь 839-1462» сделали за полгода. В подготовке материалов участвуют ведущие специалисты по российской истории: профессор исторического факультета МГУ Антон Горский, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Курукин.

Главная сложность при работе над таймлайнами - отобрать из множества фактов те, которые наиболее точно будут отражать характерные исторические процессы. Для таймлайна по Средневековой Руси было очень сложно отобразить линейно смену великих князей из различных княжеств.

Перед проектом «Лента времени» мы выпустили серию бумажных книг в формате раскладывающегося альбома, снабженных иллюстрациями и картами. В этом году две из них издали на английском языке. Постепенно все они в виде таймлайнов будут появляться у нас на сайте. Мы планируем выпустить книги об эпохе правления Петра I и о правителях Москвы.


скриншот сайта проекта

У нас в планах создать хронологические ряды по политическим, конституционным, экономическим, научно-культурно-образовательным, военным, религиозным событиям для России и для основных европейских стран. По мере расширения проекта пользователь сможет создать свою ленту времени из интересующих его тем и фактов. Есть идея адаптировать «Ленту времени» для школах, чтобы их можно было смотреть на интерактивных досках.