Образовательный портал. Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе Проектная деятельность форма организации внеурочной деятельности

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руко­водством С.Т. Шацкого внедряла его в образователь­ную практику.

Развитие метода проектов в школах России свя­зано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шуль­гин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.

Географическая любознательность учащихся из-за ограниченного времени не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеурочная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение краеведческого музея, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Целями проектного обучения является развитие у школьников исследовательских умений, критического мышления, умение искать пути решения поставленной задачи, творчески подходить к способу подачи материала, сотрудничать. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности.:

Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», альманах).

Проекты отличаются друг от друга:

Р езультатом:

Поделки (рассказ «Путешествие капельки», рисунки «Природные зоны мира», открытки «Народы мира», макет «Вулкан», модель Земли);

Мероприятия (спектакли, викторины, географический КВН);

Числом детей:

Индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

Работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка викторин);

Коллективная деятельность (одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей);

Продолжительностью (от нескольк их часов до нескольких месяцев).

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Литература

1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении. Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

2. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004.

Куранова Татьяна Александровна учитель информатики в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Ильинская средняя общеобразовательная школа» Орехово­Зуевского
муниципального района Московской области.
В современном мире необходимо мыслить на перспективу и
ближайшее будущее, анализировать пройденное. Одним из методов
применяемый мной в урочной и внеурочной деятельности является проектный
метод. Во внеурочной деятельности есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся –
проектной деятельности.
Применение метода проектов во внеурочной деятельности по
информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и
выполнение различных задач становится неотъемлемой частью занятия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов,
операций овладения определенной областью практического или
теоретического знания различных областей. С другой стороны это – способ
организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо
научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из
разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно­
следственные связи. Я применяю метод проектов ориентировано на
групповую самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся
выполняют в течение определенного количества времени. Метод проектов
всегда предполагает решение какой­то проблемы, способ реализации зависят
от ученика и его возможностей.
Ставлю перед собой задачи:
­ Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять
полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять
поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный
алгоритм обработки.
­ Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
­ Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
­ Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в
команде.
Я применяю следующие этапы работы над проектом:
1 этап Целеполагание
2 этап Планирование
3 этап Выбор методов проверки
4 этап Выполнение
5 этап Защита проекта

Проекты, реализуемые в 5 классе: рисунки и чертежи в графических
редакторах, таблицы
Проекты, реализуемые в 6­7 классе: творческие печатные работы в
текстовых редакторах.
Первая тема, изучение которой не обходится без использования
метода проектов, – «Текстовый редактор». У детей формируются навыки
использования текстового редактора не только для создания текста, но и для
выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д.
Знания, полученные во время изучения различных редакторов,
позволяют применять навыки в различных предметных областях. Я изначально
во внеурочной деятельности применяю метапредметность, интегрирую с
математикой, литературой, здоровьем учащихся, с различными классами мы
обсуждаем, что им интересно в той или иной области и в соответствии с этим
создаем проект. Очень легко работать с пятыми классами, они приходят из
начальной школы с желанием работать, именно таким образом, они мыслят
проектами. Учащиеся самостоятельно продумывают тему, подбирают
информацию, разрабатывают структуру сайта. С другими классами уже
сложнее их приходится направлять подбирать целые списки тем, что бы они
выбрали интересную для себя тему. Проект побуждает учащихся: проявить
интеллектуальные способности; проявить нравственные и коммуникативные
качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными
умениями; продемонстрировать способность к самообразованию и
самоорганизации; к целеполаганию.
Результатом работы над проектом является продукт, который
разработали участники проектной группы для разрешения поставленной
проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего
продукта. Она имеет свой строгий регламент – на выступление 7­10 минут и
около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Творческий коллектив готовит
аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней
представителей жюри. Визуальные средства также эффектный ход в защите
проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком
воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и
визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной
информации.
Применение проектной деятельности во внеурочной деятельности
позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал,
формирует самостоятельность и инициативность школьников.

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области «МГОУ»

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Кафедральный вариативный модуль

72 часа

ГРУППА № 37

Итоговая практико-значимая работа

ТЕМА: Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы.

Выполнил: Рыжова Н.А.

учитель начальных классов

МОУ «Поповская ООШ»

Проверил: Хрипунова Н.В.,

преподаватель филиала

ГОУ ВОМО «ГСГУ»

в городе Егорьевске – Колледж

педагогики и искусства

Егорьевск, 2016

Содержание.

Введение……………………………………….. …………………………….3

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

    1. Из истории метода проектов……………………………………….5

      Что такое «метод проектов»?........................................................... 6

      Классификация проектов…………………. ……………………….7

      Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом…. 9

Глава 2. Практика использования проектной деятельности во внеурочной работе начальной школы .

2.1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………… …………13

    1. Этапы работы над проектом и деятельность участников………...15

      Презентация проектов ………………………………………… …..16

Заключение…………………………………………………………. …………18

Библиография………………………………………………………… ….........19

Приложение………………………………………………………. ……………20

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Цель данной работы: раскрыть особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками

Задачи :

1.Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

2.Рассмотреть возможности применения метода проектов;

3.Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта.. 4. Показать применение проектной деятельности в воспитательной работе младших школьников

5.Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение педагогической, методической литературы по данной проблеме, беседа с преподавателями и обучающимися, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения, анкетирование среди учителей.

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе

1.1. Из истории метода проектов.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

1.2. Что такое «метод проектов»?

Метод проектов способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты .

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые :

    Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы )

исследовательской, информационной, практической.

    Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

1.3. Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций .

1.По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Цель: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

1.4. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

По мнению исследователей данного вопроса, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап : учитель – ученик;

2-4 этапы : учитель – ученик ;

Последний этап : учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житеl

Проектная деятельность во внеурочной деятельности как одна из основных обучающих и воспитывающих форм


Проектная деятельность – одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которая применяются в практике образования в качестве интенсивных методов обучения и развития ребёнка.


Проектная деятельность – целенаправленная организованная научно-исследовательская работа, проводимая по разрешению одной из актуальных проблем научной, культурной, социальной жизни современного общества.


Актуальность:

«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…»


ЦЕЛИ и задачи ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитее самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.



  • В команде все равны, нет лидеров.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  • Каждый должен уважать друг друга.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Этапы проектной деятельности.

1-й этап. ИНДУКЦИЯ («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».


2-й этап. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос. –Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ − создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, группах приводит окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. АФИШИРОВАНИЕ – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.


6-й этап. РАЗРЫВ – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д..

7-й этап . РЕФЛЕКСИЯ – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.


  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Информационная карта:

ОТДЕЛ– Цветковые

КЛАСС − Двудольные

СЕМЕЙСТВО – Гераниевые

ВИД – Герань

РОД − Герань луговая

В разделе «Внеклассная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

Результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

Числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

Набором и иерархией ролей;

Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

Необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом <...>».