Осеевой "Печенье". Разработка урока к рассказу В. Осеевой "Печенье" В а осеева печенье

Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе.

Брат Вовы Миша сказал, чтобы тот поделил печенье на двоих. Они выложили печенье на стол и распределили его на пару частей. Убедившись, что кучки равные, мальчики попросили у бабушки чаю. Старушка налила внукам чаю.

За столом стояла тишина. Печенье постепенно исчезало. Ребята за оби щеки уплетали угощенье, нахваливая его вкус. Женщины просто молчали. Когда от печенья не осталось ни крошки, Вова с чувством выполненного долга, погладил себя по животу и ушел от стола.

Миша, дожевывая крайний кусочек печенья, поглядел на маму. Женщина, молча мешала ложечкой чай, от которого еще не отпила ни глоточка. Мальчишка взглянул на бабушку, она хрустела корочкой черного хлеба.

Этот рассказ о плохо воспитанных мальчиках, думающих только о себе. Они даже не догадались, что их родные тоже бы не отказались от печенья. Эта вина родителей, что в свое время не объяснили детям, как нужно поступать, делиться с ближними. Теперь они видят результат своей ошибки.

Это произведение учит быть внимательными к окружающим, совестливыми и не жадными.

Картинка или рисунок Печенье

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание В ожидании Годо Беккет

    Эта пьеса абсурда, в которой намеренно нет смысла, логических связей. Герои всё ждут какого-то Годо на дороге. Мимо них проходят люди, что-то происходит – отрывочное и непонятное (то ли в этом есть глубокий смысл, то ли смысла нет совсем)

  • Краткое содержание Одоевский Серебряный рубль

    Лидинька - очень умная и прилежная девочка. Дедушка очень любит Лидиньку за успехи в учебе. За каждый хорошо выученный урок поощряет ее либо конфеткой, либо монетками. Однажды дедушка уезжает на целый месяц и оставляет внучке серебряный рубль

  • Краткое содержание Трусиха Артюховой

    В рассказе «Трусиха» Нины Артюховой главной героиней является девочка Валя. Из всех друзей её считали самой трусливой, которая боится всего на свете.

  • Краткое содержание Островский Бешеные деньги

    Телятев – самый обыкновенный человек, если не считать, что он обладает деньгами, а потому обеспечен. Также, он обладает титулом, который делает его барином. Этот человек ловкий и хитрый.

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ставят вопросы нравственного содержания и ищут на них ответы. Урок призывает каждого задуматься о своём поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

В. Осеева «Печенье».

Цель:

  1. приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
  2. совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  3. развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок,

Мы вместе сочиним урок!

Я уверена, вы мне поможете. А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.

2. Подготовительные упражнения.

а) Дыхательная разминка:

«Остуди чай» «Понюхай цветок» «Сдуй пылинку».

б) Звуковая разминка :

Работа насоса……ф-ф-ф-

Шум леса …ш-ш-ш

Бег лошадки …цок-цок-цок…

Рычание тигрёнка …р-р-р

Полёт пчелы …з-з-з

в) Литературная разминка.

(слайд с антонимами)

Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.

Про кого так говорят? (про людей)

Учитель . Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.

А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.

Начало пословиц

Конец пословиц.

1.При солнышке тепло,

1. чем родная матушка.

2. Нет лучше дружка,

2. кто красиво поступает.

3. Красив тот,

3. тот вовек не погибает.

4. Кто родителей почитает,

4. при матери добро.

Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики . Эти пословицы о семье.

– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

(Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)

Тема урока

Учитель . Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.

Рассказ у чителя о биографии В.А.Осееевой.

В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.

(показ слайда с книгами)

А теперь прочитайте девиз нашего урок (слайд девиза)

А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.

  1. Физминутка. Перед чтением давайте немножко расслабимся.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

(слайд с картинкой)

Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите сигнальными карточками (чёрные и белые). Почему?

Кто герои рассказа?

Как можно назвать их одним словом? (семья)

Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.

Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.

6. Работа с текстом по учебнику

Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.

(слайд с трудными словами)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного :

1-я часть (1-ый абзац)

Где происходит действие?

Зачем собралась семья? (чаепитие)

Для кого мама принесла печенье?

Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа? (белые)

2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое» )

С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

С какими словами обратился Миша к бабушке?

Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

3-я часть (до конца)

Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

А вы поступаете также?

Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

(Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)

Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый Невнимательный Эгоист

Жадный Добрый Бессовестный

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

А хотели бы вы иметь таких друзей?

Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

Давайте ещё раз обратимся вот к этим пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Что значит чтить, почитать родителей?

(слайд: уважать, относиться с любовью)

Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.

(музыкальная презентация о маме)

8. Завершение работы

Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?

Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?

Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.

Появилась радуга на доске сейчас. Веселее стало на душе у нас.

Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.

Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, -- строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? -- спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.

Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова .

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...


Конспект урока

по чтению

в 4 классе слабослышащих, обучающихся по программе 8 вида.

Тема: «Рассказ В.Осеевой «Печенье»

Воспитательные цели:

Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, инвентарь для драматизации, мебель, посуда, печенье, платок, бусы, вязание.

Ход урока

    Оргмомент

Поздоровайтесь.

    Вступительная беседа

(За экраном):

    Работа с дежурным звуком

Какой дежурный звук?

    Проблемное начало урока – работа с кроссвордом

Учитель за экраном:

    Что мы читаем? Сказку? Рассказ? Стихотворение?

(На экране портрет )

Валентина Осеева написала очень много интересных детских рассказов, которые учат детей быть добрыми, внимательными.

3. Как называется рассказ?

    Работа по содержанию рассказа

Вспомним содержание рассказа.

Откройте книги на стр.59.

    Проверка домашнего задания - моделирование реальных ситуаций нравственно-этического характера.

С каждым из вас мы подготовили маленькие сценки. Покажем?

    Итог урока

Что мы делали?

    Оценка работы

(Учитель оценивает работу детей)

Вы такие молодцы, что мне захотелось вас отблагодарить сладостями. Дежурная, К., подойди ко мне, держи пакет.

Интрига: Как поступит?

Кому раздаст?

Угостит ли присутствующих?

На экране: СПАСИБО!

Самоанализ

открытого урока по чтению

в 4 б с/с классе

тема:

«Рассказ А.Осеевой «Печенье»

На занятии присутствовали учащиеся 4б класса, обучающиеся по программе VIII вида.

Образовательные цели: - закрепить понимание содержания рассказа.

Воспитательные цели:

Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;

Формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели:

Способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;

Активизировать мыслительную деятельность;

Развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.

Материал соответствует теме и целям урока, требованиям программы и возможностям учащихся.

Объём и степень сложности заданий подобран исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

План занятия предусматривает специфические для школы слабослышащих структурные компоненты:

Установка на правильное произношение;

Работа с дежурным звуком;

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Соблюдены элементы охранительного режима, чередование разнообразных видов деятельности, мультипликационная физминутка, включающая в себя и двигательные упражнения, и зрительные упражнения для глаз. Все этапы занятия взаимосвязаны, плавно переходят один в другой.

Занятие отвечает специальным требованиям, предъявляемым к урокам чтения:

    Эмоциональная выразительность достигалась:

Соответствующим интонационным оформлением речи учителя и учащихся;

Выразительностью лица;

Средствами эстетичного оформленной наглядности, яркие пособия;

Драматизацией с эмоциональной передачей характеров героев.

2. Непосредственная связь читаемого с жизненным опытом читателей реализовалась через личные впечатления, отношения к героям рассказа, сценок, к их поступкам.

3. Стимулирование творческой деятельности школьников достигнуто проведением самого урока, участием детей в инсценировках, участие их в разгадывании кроссворда, анаграмм, в выполнении различных заданий.

4. Разгадывание кроссворда, анаграмм, обсуждение героев сценок создавало условия для повышения речевой активности учащихся. Анализ ответов позволяет оценить уровень знаний, словарный запас, наблюдать уровень памяти.

Для всех учащихся были элементы новизны:

Презентация;

Мультфизминутка;

Понятия: положительные и отрицательные качества человека.

Анализ поступков персонажей рассказа, сценок, выражение собственного отношения к ним способствовали подведению детей к нравственно-этическим выводам. Всем хочется быть добрыми, заботливыми, внимательными.

Занятие достигло поставленных целей.

«Сотворчество» инсценирования помогло создать на занятии необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую интерес к чтению.

Учитель Иванова Н.М.

Главные герои — два мальчика, Миша и Вова. Они сидят за столом вместе с мамой и бабушкой и пьют чай. Мама выложила на тарелку печенье, а бабушка подала на стол чай.

Мальчики тотчас приступили к дележу печенья. Они разделили его на две кучки и стали оценивать, поровну ли разделено лакомство. Когда ребята пришли к выводу, что кучки с печеньем одинаковые, они попросили маму налить чай, и начали есть печенье. На то, что за столом царила тишина, Миша и Вова не обращали никакого внимания.

Когда печенье закончилось, довольные ребята вышли из-за стола. При этом Миша обратил внимание, что мама так и не начала пить свой чай, а бабушка почему-то жевала кусочек хлеба.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа В.Осеевой «Печенье» состоит в том, что нельзя быть эгоистичным, как герои рассказа. Миша и Вова, когда делили печенье, даже и не подумали о маме и бабушке. Они съели сами все печенье. Такой поступок хорошим назвать нельзя.

Рассказ «Печенье» учит, что к мамам, бабушкам и ко всем другим родственникам надо относиться с уважением и обязательно делиться с ними вкусным лакомством. Щедрость и внимание к близким людям – обязательное качество воспитанного ребенка.

В рассказе нет героя, который бы мне понравился. Миша и Вова эгоистично съели все печенье, а мама и бабушка оказались чересчур деликатными и не сделали ребятам замечание об их не совсем уместном поведении за столом.

Какие пословицы подходят к рассказу «Печенье»?

После нас хоть волк траву ешь!
Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.