Почему говорят: Не делай добра - не получишь зла? Кто такой альтруист? Почему говорят: «Не делай добра, не получишь зла» — прекрасная притча

Подобное изречение порождено было человечеством в процессе развития цивилизации. Казалось бы, именно так должны были рассуждать наши дикие предки из каменного века. Однако, в ту эпоху никто бы и не додумался до подобного решения взаимоотношений в обществе. Условия жизни первобытного человека были так тяжелы, что без бескорыстной взаимопомощи этот вид попросту бы вымер даже на просторах теплой и богатой Африки. Каждый представитель человеческого рода воспринимался как соратник, помощник и лучший друг. Даже не самому приятному соплеменнику следовало помогать и делать добро во имя выживания племени. Очень редкие случаи намеренного причинения вреда одного человека другому карались изгнанием из дружного коллектива.

Как только человек покинул джунгли, начал работать "закон джунглей", в том числе и "не делай добра - не получишь зла". Да, к сожалению, именно усложнение общественных отношений и совершенствование производительных сил и породили этот противоречивый фразеологизм. Выживать люди начали не племенами, а отдельными семьями, ведущими индивидуальное хозяйство. Тот, кто мог раздать припасы соседям, поступал точно так же, как дикарь, выбрасывающий пищу в речку - обрекал соплеменников на смерть от голода.

Те представители человеческого рода, которые смогли поднакопить запасы, не делились с чужаками, смогли не только выжить, но и укрепить свое место в обществе. Теперь для завоевания симпатий более широких народных масс им требовался новый стиль поведения. Так возникла благотворительность. Только вот представители низших сословий продолжили жить в условиях подобных описанным выше . Им бы сделать шаг назад: объединить хозяйства и выживать коллективно... Не позволяла это сделать зависть к своим более успешным сородичам и надежда на попадание в высшие круги общества.

Значение поговорки

Именно беднота, влачившая жалкое существование в рамках индивидуальных хозяйств, и донесла до наших дней этот фразеологизм. Если их представители достигали желанной цели, то немного отъевшись, начинали рассуждать о гуманизме и необходимости жить по совести. Если же наоборот - лишались последнего и оказывались на улице - мучимые постоянным голодом, начинали требовать справедливости. В современном мире, кстати, ничего в социальном плане не изменилось, так что для определенных групп это высказывание носит прямое значение , приведенное выше.

Те, кто не может быть причислен к указанной категории, тоже иногда употребляет этот фразеологизм в случаях:

  • когда услуга была оказана заведомо нехорошему человеку и в дальнейшем нанесла существенный ущерб благодетелю. Это может быть как материальные проблемы, так и утрата доброго имени после известия о том, с кем общается наш творящий добро персонаж.
  • когда дело, в котором собирается поучаствовать человек с благими намерениями, имеет негативную цель. Есть такое выражение "Добрыми делами стелется дорога в ад" - надеясь принести пользу, человек наносит вред окружающим и самому себе.
  • когда хотят оправдать свое равнодушие и жадность трусостью. Что бы ничего не делать, никому не помогать и не принимать участия в общественной жизни, человек сознается, что боится столкнуться с неприятностями, которые последуют за его действием.

Аналогом данного фразеологизма является "От добра добра не ищут". Правда, там в большей степени звучит намек на страсть некоторых граждан к поиску легкой жизни посредством обмана соплеменников.

На самом деле крылатая фраза звучит немного по другому - "Не делай добра, не получишь зла" или "За добро платят злом". Еще есть другие варианты близкие по сути: "Благими намерениями вымощена дорога в Ад", " Не мешай человеку быть несчастным, а то он помешает тебе быть счастливым".

ПРИТЧА №1

Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро платят злом.

ПРИТЧА №2

Змея, за которой гнались охотники, упросила крестьянина спасти ей жизнь. Чтобы спрятать ее от погони, крестьянин сел на корточки и дал змее заползти себе в живот. Но когда опасность миновала и он попросил змею выйти наружу, та отказалась. Внутри было тепло и безопасно.
По пути домой крестьянин увидел цаплю. Он подошел к ней и шепотом поведал, что произошло. Цапля велела ему присесть и потужиться, чтобы извергнуть змею. Когда показалась голова змеи, цапля клюнула ее, вытянула змею наружу и убила. Крестьянин испугался, что яд змеи мог остаться в его внутренностях. Цапля сказала ему, что излечиться от яда змеи можно, если сварить и съесть шесть белых птиц."Ты белая птица, -воскликнул крестьянин, - с тебя и начнем!".
И он схватил цаплю, посадил в мешок и понес домой, а там, вытащив ее, рассказал жене что с ним приключилось.
"Ты меня удивляешь, - сказала жена, - "птица сделала тебе добро, избавила от зла, поступила хорошо, спасла тебе жизнь, а ты хочешь убить ее и съесть?".
Она немедля освободила цаплю, и та улетела. Но сначала выклевала женщине глаза.

Мораль: если видишь, как вода течет вверх по холму, значит, кто-то отплатил добром за добро.

Так о чем это я?

Все чаще и чаще я замечаю, что люди - неблагодарные твари. Я делаю что-то для них хорошее, а в ответ получаю только ушат говна на свою голову. Нет, я не прошу петь мне дифирамбы или быть по гроб жизни благодарными. Мне хочется банального - чтобы они свое зло и невежество запихали поглубже в анальное отверстие.

Я не буду перечислять все примеры. Возьму тот, что случился сегодня.

Напомню, что в минувшую субботу во время игры ENCOUNTER моя команда стала свидетелем предательства - неизвестный на "двенашке" оставил овчарку на проезжей части и скрылся.

Данную информацию я предоставила Светлане Уваркиной, которая занимается у нас приютом для животных "Друг". Она разместила ее в группе вконтакте. Все стали переживать за собаку, параллельно вычисляли владельца машины по номерам, кто-то даже вышел в рейд в указанное место в поисках пса. И тут появляется в комментариях 20-летнее чудо-юдо, которое заявляет, что фигли тут наезжаете на человека, бросившего овчарку, если сами такие-сякие проехали мимо! Мне, если честно, непонятно:

1. Почему нас ставят в один ряд с тем, кто выбросил СВОЕГО пса?
2. Что мы должны были делать, завидев все это?

В машине нас было пятеро. Садить в переполненный транспорт незнакомое животное, тем более взрослую овчарку, чревато укусами. Собачий приют работает исключительно только утром, так что куда-либо звонить в полвторого ночи смысла не было! Даже, если бы я звонила на личный телефон С. Уваркиной, стал бы человек посреди ночи поднимать трубку? Я, например, всегда отключаю звонок или же вообще телефон, когда ложусь спать. Так что до утра куковать с собакой на обочине, охраняя ее, чтобы она никуда не ушла? А может потратить час, чтобы пешком ее заманить к себе домой? Только у меня там кошка живет, которая даже чужих котов на дух не переносит, а представьте, что будет в однушке, когда там появится незнакомый большой пес!

Рассмотрим другой вариант событий - догнать козла на "пузотерке" и дать ему пиздюлей. Мы в общем-то так и планировали, в видеозаписи даже есть фраза "Доставай биту". Я проследовала за 12-кой от вышеуказанного перекрестка до пересечения улиц Колхозная и Южная. Но он так гнал, как будто пытался убежать от собственной совести. У меня на машине стоит всесезонка, которая по гололеду скользит примерно так же, как лысая резина. Разгоняться до 120 километров в час (в черте города, где разрешенная скорость в два раза меньше - то есть в лучшем случае штраф от 1 до 5 тыс. рублей, в худшем - лишение водительских прав прав от полугода), чтобы его обогнать и подрезать - это чистое самоубийство и убийство. Напомню, что в машине нас было пятеро. Как бы это жестоко не звучало, но стоит ли одна собачья жизнь таких жертв?

Или давайте объединим все выше указанное и доведем до абсурда: останавливаемся, запихиваем кусающуюся большую псину в машину поверх людей, включаем скорость "ракета", догоняем "двенашку", на ходу заставляем открыть окна, перекидываем собаку в салон лады. Миссия выполнена! Народ ликует и дамы в небо чепчики бросают.

Я знала, что у меня есть знакомый, который сможет по номерам вычислить владельца машины (госномер мы записали). Сыктывкар - город маленький и найти выродка потом будет проще простого. В век высоких технологий и засилия социальных сетей, это можно сделать, даже не выходя из дома (

Очень часто можно слышать от людей: «Я так старалась, столько помогала, а она вдруг перестала со мной общаться», «Я столько делаю ради него, а он совсем не ценит…» и т.п.

Давайте разберемся. Во-первых, очень интересный момент: делать что-то для другого, в первую очередь, для кого мы это делаем? Для другого? Если задуматься, то вовсе не для другого, а прежде всего для себя! И здесь важно понять - для чего мне нужно помогать другому? Что это помощь значит для меня?

Если человек не просит помощи, не надо лезть к нему со своим «добром», со своим желанием помочь. Иначе будет негативная ответная реакция. Насильно навязанное добро не может считаться настоящим добром, это вторжение в чужую жизнь. А злом люди обычно всё-таки отвечают не на добро, а на зло.

Зло от другого и получается, что мы хотим человеку помочь, а он не просил помощи и не хочет её получать.

Иногда ко мне обращаются с такими вопросами, типа: «Подскажите, как помочь подруге (дочери, маме, другу, знакомому)? Так она страдает…» и т.п. У меня возникает ответный вопрос (который в принципе задаст любой психолог): «Подруга просила у вас помощи?» Как правило, ответ отрицательный. Тогда следует другой вопрос: «Для чего вы хотите ей помочь?» И тут уже раскрывается много интересного…

Человек начинает возмущаться, что как это так, подруга страдает, надо же помочь! Ну и что, что не просила, ведь тяжело видеть, как она страдает, хочется, чтобы она была счастлива… и т.д. и т.п.

Любой психолог на подобные заявления скажет, что может помочь лишь тому, кто непосредственно обратился за помощью. Подруга (друг, мама, знакомая) не обратилась ведь за помощью, значит помочь ей не можем. Может всё-таки стОит разобраться с этим страстным желанием помочь? Иногда клиент соглашается, но чаще всего в мыслях думает: «Какой плохой психолог!» и уходит… Бывает, уходит искать помощи у другого психолога. Может попадётся какой-нибудь неопытный, который насоветует, как быть.

И всё-таки, возвращаясь к самой сути.

Даже если подруга, друг, супруг, знакомый всем своим видом показывают, как им плохо, но не зовут нас на помощь, придётся проявить стойкость.

Во-первых, когда делают добро, не ждут благодарности и тем более никакой платы даже в виде равноценного добра. Тогда и обиды не будет. Ведь по большому счёту, делая добро другим, мы приносим пользу прежде всего себе. Т.е. делаем добро для себя, ведь нам от этого хорошо на душе.

Во-вторых, мы можем просто ошибиться. Мы же не знаем, что происходит на самом деле с человеком. Может человеку просто надо выплакаться, а мы кидаемся его спасать. Тут можно узнать о себе много нового, например: «Достала ты меня уже своими советами» и т.п.

В-третьих, помогая без спроса, мы лишаем своих близких и друзей полезного опыта. Фактически, учим их быть беспомощными.

Помогать другим - это благое дело. Но только тогда, когда человек вас попросил о помощи.

Этому есть объяснение. Да и добро бывает разное. Хочешь жить спокойно — не делай добра, если тебя об этом не просят. Если будешь вмешиваться, желая быть благодетелем, избавителем, готовься к следующей роли, роли жертвы.
Есть так называемый треугольник Карпмана, его также называют треугольником судьбы. Выглядит он так:
преследователь – избавитель – жертва.
Как только человек начинает играть в эту игру, он втягивается в этот треугольник. Выйти из него труднее, чем в него попасть. Так как в большинстве случаев люди попадают в него неосознанно.

Например, ты видишь как дорогой тебе человек страдает (жертва ) от другого человека (преследователь ). Тебе конечно же хочется помочь, стать избавителем , даже если тебя не просят. Как-только ты вмешиваешся, попадаешь в треугольник.
Роли в этом треугольнике могут меняться между его участниками. Сегодня ты избавитель, завтра жертва. Метание по ролям карпманавского треугольника приносит участникам некое, возможно даже неосознаваемое удовольствие, сильные эмоции, мощные переживания!
Безумно приятно чувствовать себя избавителем , ощущать свою значимость, доказывать себе очевидным образом ценность своего существования. Спаситель возвышается над жертвой, и это наполняет душу сильнейшим удовольствием.
А каким чувством победы вознаграждается преследователь ! «Плевал я на эту дуру» - с великой гордостью говорит дружкам пьяный, а те поддакивают ему, как будто он совершил нечто действительно великое.
Жертва тоже без выгоды не остается: самоуничижение, самобичевание насыщают жизнь очень большими чувствами. А в перспективе светит превращение в Преследователя , в роли которого можно будет «оторваться по полной», или возвышение в роль Спасителя .
Это игра, невротическая игра , треугольник Карпмана практически не осознается. Люди просто чувствуют, думают, действуют, кажутся себе вполне искренними и не видят собственного «второго дна». Особенно упорны в отстаивании своего права продолжать зависать в треугольнике хронические спасители, то есть созависимые. Очень уж завораживает эта роль.
Такая жизнь может быть и не устраивает участников этой системы, но если бы они действительно хотели что-то изменить, им бы пришлось выйти из драматического треугольника. А это уже страшно, это очень большие изменения. Мало того, если говорить о семье в которой нет истинной близости, то прыжки по карпмановским ролям создают иллюзию эмоциональной насыщенности, как бы заменяют душевное наполнение отношений.
Это о треугольнике Карпмана . А теперь о добрых делах .

Настоящий благодетель делает добрые дела даже не подоревая об этом. А если человек знает и осознает свой поступок как благое дело, то он должен поблагодарить того, кому оказывает благодеяние, за то что тот его принял. Потому что если бы тот его не принял, благодетель не смог бы чувствовать себя благодетелем. Оказывая осознанно благодеяние, не ждите благодарности. Осознание, что вы совершили доброе дело, и есть награда. Поэтому будьте вечно признательны тому, кто это благодеяние принял, так как без него вы не могли бы чувствовать себя благодетелем.

В общем, делайте свое дело. Если оно будет сделано хорошо, вам зачтется, а для кого-то оно возможно окажется благодеянием. Как говорилось в одном известном мультфильме.

Вначале повествования притча:

Змея, за которой гнались охотники, упросила крестьянина спасти ей жизнь. Чтобы спрятать ее от погони, крестьянин сел на корточки и дал змее заползти себе в живот. Но когда опасность миновала, и он попросил змею выйти наружу, та отказалась. Внутри было тепло и безопасно.
По пути домой крестьянин увидел цаплю. Он подошел к ней и шепотом поведал, что произошло. Цапля велела ему присесть и потужиться, чтобы извергнуть змею. Когда показалась голова змеи, цапля клюнула ее, вытянула змею наружу и убила. Крестьянин испугался, что яд змеи мог остаться в его внутренностях. Цапля сказала ему, что излечиться от яда змеи можно, если сварить и съесть шесть белых птиц. "Ты белая птица, -воскликнул крестьянин, - с тебя и начнем!".
И он схватил цаплю, посадил в мешок и понес домой, а там, вытащив ее, рассказал жене, что с ним приключилось.
"Ты меня удивляешь, - сказала жена, - "птица сделала тебе добро, избавила от зла, поступила хорошо, спасла тебе жизнь, а ты хочешь убить ее и съесть?".
Она немедля освободила цаплю, и та улетела. Но сначала выклевала женщине глаза.

Мораль: если видишь, как вода течет вверх по холму, значит, кто-то отплатил добром за добро.

А теперь то, что я сам хотел сказать.

Удивляюсь, как много в интернете обиженных на русских, на русский народ! Почитаешь некоторых, так во всем русские виноваты. Вот например: русские специально устроили «Голодомор» да с таким коварством, что умирали только украинцы. Прямо генетическое оружие изобрели. Другие обижены, что русские разгромили Гитлера и спасли их от газовых печей Освенцима и Бухенвальда. Так прямо и предъявляют претензии, мол, что Сталин, что Гитлер один другого стоят.

Возьмем для примера «братушек» из Болгарии. Сколько раз русские спасали их от геноцида? И от турецкого ига освобождали и от фашистского. Кто- то спасибо сейчас говорит? Да нет, обливают краской памятник воину-освободителю.

Пришли русские, когда то на Кавказ. Что было в то время на Кавказе? Резня была, турки и персы резали кавказцев, кавказцы резали друг друга. Пришли русские и прекратили эту резню, выгнали с Кавказа и турков и персов. Любят ли русских за это на Кавказе? Единственный народ на Кавказе, который выражает благодарность русским – это армяне. Низкий поклон им за это!

Возьмем любую даже малую народность, живущую сейчас в России. Скажите, хоть одна из них исчезла? Хоть одна из них потеряла свой язык и свою культуру? Нет. Вон чукчи, как жили в чуме так и живут, как пасли оленей так и пасут. На их обычаи, на их уклад жизни никто не покушается. Кто не хотел жить в чуме - тот уехал. Вспомним певца Кола Бельды, который пел песню «Увезу тебя я в тундру».

К чему я все это написал? А вот к чему, вспомним выражение «на обиженных воду возят». Откуда оно пошло? Это выражение появилось во времена правления Петра Первого, когда еще не было городских водопроводов и воду населению привозили в бочках. Запрягались лошади и таким образом питьевая вода доставлялась людям в города, а занимались этим специальные люди, которые получали за это плату из государственной казны- водовозы. Это была достаточно престижная и хорошо оплачиваемая работа. Вода доставлялась горожанам бесплатно, но нечистые на руку водовозы, вопреки указу государя, стали незаконно приторговывать водой, одним словом стали продавать воду населению. Государь, узнав об этом беззаконии, страшно рассердился и повелел издать другой указ о наказании нечистых на руку водовозов. А наказание было простое. Уличенного в продаже воды водовоза вместо лошади впрягали в телегу с бочкой и он должен был целый день возить эту воду по городу. Естественно водовозы очень сильно обижались, так как это был тяжелый физический труд. Отсюда и пошло выражение "на обиженных воду возят".

Нам просто надо не обращать внимания на этих «обиженных», идти дальше своим путем, творить добро, не зависимо от благодарности. Уж такие мы – русские!