Родительское собрание. Учеба – это большой труд. О самовоспитании и планировании труда школьника. Родительское собрание на тему "воспитание в труде" Темы родительских собраний нравственно трудовое воспитание

Воспитание трудовых навыков у современного ребёнка.

« Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья»

К.Д.Ушинский

Ход собрания:

Учитель: Начать наш разговор я хочу с древней притчи:

(видеоролик)

- О каком наследстве ведётся речь в этой притче?

- вы согласны со старым мудрецом, что наше богатство – это труд?

Разговор наш пойдёт о воспитании трудовых навыков.

Семья, как и школа, оказалось в новых условиях трудового воспитания . Мы вступили в период рыночных отношений.

Для успешного развития рынка необходим человек , в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеется на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатления надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.

Качество личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства достижений жизненного успеха. Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное - от главного, постоянного. Убедите, что без честного труда, хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного.

Осуществляя трудовое воспитание детей, следует учитывать, что подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведёт к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».

Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.

На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значение труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознание детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.

Рассмотрим пример из жизни: Дочь семиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:

Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 6кл, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее, за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду.

- Прокомментируйте данную ситуацию. Права ли была мама, когда освободила дочь от всех домашних дел?

- А у ваших детей есть ли обязанности по дому?

- Как вы распределяете домашние обязанности?

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку.

Рассмотрим ещё один пример:

Подросток должен идти с классом на уборку территории, а друг предлагает пойти в кино. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий... Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? ».

- А какой вы дадите совет сыну? Почему?

Ещё один совет родителям: семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении финансового бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу. От родителей не должна исходить ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда.

Не маловажно то, что семья, воспитывая у ребенка трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости.

Разрешение некоторых ситуаций.

Каждая семья получает по одной ситуации. Вы подумайте и разрешите эти ситуации.

Ситуация 1

Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.

Ситуация 2

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовые повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Ситуация 3

Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и не вышел. Предложите вариант решения проблемы.

Ситуация 4

Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Дети демонстративно затыкают уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.

Каждая семья обсуждают свою ситуацию и выдвигают свою точку зрения.

Потом обсуждается всеми.

2. Дорогие родители, сейчас вспомните, пожалуйста, пословицы и высказывания о труде.

3. Родителям предлагается игра. « Найди строчку». Раздаются строки из стихотворений о труде. Нужно прочитать стихотворение.

№1 семье №2 семье

Каждый город, каждый дом Слышен грохот под землей-

Создан радостным трудом. Рудокоп пошел в забой.

Без работы, без труда Без работы, без труда

Не построить города. Не появится руда.

№3семье №4 семье

Экскаватор зашагал: В корпусах станки стучат-

Будет рыть в степи канал Человек работе рад.

Без работы, без труда Поспевая, шепчет рожь:

Не пойдет в поле вода. «Без труда не проживешь!»

Итог собрания. Советы родителям.

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Советы родителям

1.Будьте последовательны в своих требованиях.

2.Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3 Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился.

4. Не прибегайте к наказанию трудом.

5.Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

6 Воспитывайте у детей уважение к любому труду.

7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Родительское собрание Тема: Вредные факторы влияющие на подростка

Подготовка к родительскому собранию
заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
Подготовка презентации.
Видеоматериалы
список с именами и отчествами родителей.
подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Цели:
1. Обратить внимание родителей на проблему - подросток в мире вредных привычек;
2. Пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками алкоголя и наркотических веществ, о вреде курения;
3. Ознакомить родителей и учащихся о влиянии вредных факторов на организм подростков, и взрослых; дать возможность родителям получить интересующую их информацию из компетентных источников;
4. Способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей;
5. Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.
Задачи :
1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы влияния на подростков вредных факторо влияющих на подростка в современном мире.
2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения,накосодержащих смесей,алкоголем.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Анализ предварительной работы по подготовке собрания.
3. Анализ фактов и статистика по проблеме.
4. Болезни, связанные с зависимостью.
5. Советы некурящих родителей борющемуся с курением.
6. Видеоматериалы на тему влияние наркотических средств на человека
7. Отчет о пройденных мероприятиях в группе.
8. Награждение родителей благодарственными письмами.
9. Подведение итогов собрания

Ход мероприятия:
Добрый день уважаемые мамы и папы! Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема влияния на подростков вредных факторов. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему табакокурения, наркосодержащих смесей,алкоголя влияющих на подростков необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.
Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.
Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые "профессии" курильщиков - с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).
Второй опасный фактор, влияющий на жизнь подростка это наркотические, психотропные вещества. Считалось, что главный враг в России – это алкоголь. Но сейчас эпидемия наркомании, так называемый наркотический бум, который охватил многие страны мира, дошел и до нашей страны.
Так что же такое наркомания? На мониторе показывается фильм влияние наркотических веществ на организм подростка
Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.
Рассмотрим понятие «наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий. Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему, психику человека.
Вот наиболее часто встречающиеся:
1. Психоделики – вещества вызывающие психоделические состояния. При этих состояниях возникают зрительные и слуховые галлюцинации, изменение в восприятии собственного тела, пространства. К таки веществам относятся: гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, курево, харас).
Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
К группе психоделиков также относятся и галлюциногены. К ним относятся ЛСД, мескалин, псилоцибин. Их прием усиливает тревожность, возникают приступы паники, сильные галлюцинации.
2. Стимуляторы . К ним относятся кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази.
При употреблении кокаина наблюдаются следующие симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках, гиперемия слизистой оболочки носа.
При употреблении медицинских препаратов (эфедрон, перветин) возможны вспышки агрессии, гнева, бурные истерики.
Экстази – синтетический наркотик, приводит к нарушению водного баланса, усиливает потребность в двигательной активности. Поэтому подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. Большинство молодежи, употребляющей экстази имеет слабо тренированное сердце, в связи с чем возрастает количество смертей от сердечного приступа.
Героин , морфий, кодеин. Их употребление сопутствуется следующими симптомами: ступор, сонливость, следы уколов, водянистные глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обоженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Употребление крэка сопровождается коротким периодом эйфории, сменяющимся депрессией, гиперактивностью на начальных стадиях, апатичностью, непрекращающимся насморком. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетах, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками:
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия. Мы так боимся, чтобы наши дети наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить,
3. Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации.
Как бороться с вредными факторами влияющими на здоровье подростка?
1. Родители должны первыми освободиться от вредных факторов влияющих на здоровье.
2. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - это способствует отказу от курения.
3. Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
4. Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.
5. Вовлечь ребенка в кружки.
6. Посещать мероприятия организованные педагогическим составом.
Отчет о пройденных мероприятиях в группе

Вручение родителям благодарственных писем, чьи дети активно участвовали в жизни колледжа.
Личные беседы с родителями. Часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Родительское собрание. Учеба – это большой труд.

О самовоспитании и планировании труда школьника.

Школьный возраст - это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.

В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.

К сожалению, есть такие учащиеся, для которых главное - отличная учеба, стремление, во что бы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой «вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться, постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и бессистемно читают, смотрят телевизионные передачи на общественно-политические темы, участвуют в различных мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией, продемонстрировать осведомленность. Такие дети нередко скептически относятся к окружающим, многое без оснований критикуют и берут под сомнение, навязывают свое мнение другим. Умственный и душевный багаж таких подростков или юношей мало приносит пользы другим. Более того, их тенденциозное поведение отталкивает товарищей, усложняет отношения с коллективом.

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.

Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся?

Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели, например, экономить время, доводить до конца начатое дело, но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.

Самовоспитание может быть эффективным, если дети и подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает школьнику правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.

Некоторые учащиеся отличаются застенчивостью и робостью, не умеют владеть собой, краснеют при разговоре, боятся выступить перед аудиторией. Они нередко чувствуют себя неполноценными членами коллектива, уклоняются от участия в различных мероприятиях. учил школьников подавлять в себе малейшие признаки слабоволия, к которым он относил болезненное самолюбие, обидчивость, раздражительность, капризность, слезливость. Таким детям следует изучать жизнь замечательных людей, учиться у них строить собственный стиль жизни.

Необходимо поощрять стремление ребят вырабатывать полезные привычки: сдерживать данное слово, неукоснительно соблюдать выработанный режим труда и отдыха, делать все аккуратно и тщательно, быть честным в большом и в малом. призывал молодежь «утвердить в себе повелителя собственных поступков», уважать себя, сдерживать себя, не искать окольных путей, быть борцом против зла и защитником добра. Он считал, что истинное проявление силы воли возможно лишь у человека высокой морали, имеющего развитое чувство собственного достоинства.

Составной частью самовоспитания является самообразование - умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Умственный труд необходимо планировать. Из биографии Отто Шмидта известно, что выдающийся ученый и полярник еще в юношеские годы составил программу своей научной деятельности и более того - всей жизни. На склоне лет он пришел к выводу, что вся программа выполнена. Что же помогло ученому реализовать спланированную им самим многолетнюю творческую деятельность? Во-первых, высокая самодисциплина, настойчивость и целеустремленность. Во-вторых, бережливое отношение ко времени, умение ценить его, не расходовать напрасно.

Каждый школьник может спланировать если не всю свою жизнь, то, по крайней мере, неделю и месяц, четверть и учебный год. Полезно планировать, прежде всего, свой рабочий день и день отдыха. В таких планах невозможно предусмотреть все, но главные задачи и сроки их выполнения следует наметить конкретно. Не надо планировать то, что заведомо не будет выполнено или является непосильным. Для каждого дня можно заполнять карточку, разделенную на две части. Слева записывается перечень дел, справа - распределение времени. Удобно пользоваться перекидным календарем или календарем-книжкой (еженедельником). Можно придумать собственные формы и схемы планирования своего времени и дел.

Планирование труда и умение реализовать намеченное вырабатывают у человека чувство самодисциплины, внутренней организованности, целеустремленности. При этом укрепляются волевые качества личности, формируются твердый характер, активная жизненная позиция.

Плановая работа немыслима без строгого соблюдения принципа последовательности . Значение этого принципа прекрасно сформулировал академик , обращаясь к молодежи, посвятившей себя науке. Он писал: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».
Последовательность в работе, в учебе - это поступательное движение от простого к сложному, от непонятного к понятному, от неизвестного к известному, это умение не отступать от возникших трудностей, не обходить их, а терпеливо и настойчиво преодолевать.

При создании собственной модели дня школьник должен учитывать суммарное число часов продуктивной умственной работы, включая занятия в школе. Вечернее время отводится для отдыха. Если правильно распределять свое время, то всякая нужда в засиживании над учебниками и тетрадями отпадает.

Известно, что многие выдающиеся ученые не теряли даже малые промежутки так называемого бросового времени. Например, Ч. Дарвин экономил не только часы, но и минуты, и когда его спросили, как он сумел достичь больших успехов в науке, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем».
Конечно, к использованию такого времени, не предназначенного для отдыха, школьник должен быть готов. Это доступно лишь тому, кто умеет работать целеустремленно и ритмично, внутренне организован и собран, кто ясно видит цель своего труда.

Учёба в школе занимает значительную часть жизни человека, более того, это большой труд.

Откуда же возникает проблема нежелания школьников учиться?

Да, отношение к труду является важнейшим показателем характера человека, поэтому воспитание ребенка вне труда и без труда невозможно! И без трудолюбия никакая учеба в школе немыслима. Но трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они воспитываются с самого раннего детства. И все начинается с простого домашнего труда, еще до школы.

Радость от физического труда, мышечная радость, радость от результатов своего труда проходит сегодня мимо многих детей. Я не хочу бросать камни в огород родителей, но, особенно в семьях обеспеченных, в которых детям хотят дать только все лучшее, не понимают, что не в этом счастье, не в этом радость, и не в этом смысл воспитания ребенка. Упускают главное. Я вполне согласна с восточной мудростью, которая гласит, что если у детей нет трудностей, то их нужно купить им за большие деньги.

Трудности от слова труд, преодоление трудностей есть подготовка к самостоятельной жизни. Глубоко ошибаются родители, которые заботятся только о том, чтоб ребенок был накормлен, одет, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Только самое главное, с чем ему придется потом столкнуться в жизни: муж и дети, которые требуют внимания и ухода, трудности в будущей работе, забота о ближних, – здесь упускается из виду … и потом в жизни ребенка начинается сплошное разочарование. Чудовищный лозунг: «Все лучшее – детям», по сути это подножка ребенку в его развитии.

В чём же задача родителей?

На самом деле задача родителей научить ребенка самостоятельно жить, самостоятельно переживать, готовиться к реальной жизни, причем не к той, которую придумали родители в силу того, что у них есть возможность обеспечить «бесконечное счастье» своему дитятке. А нужно, чтобы ребенок встречался с трудностями, сначала небольшими, а потом большими, преодолевал бы их. Вот так человек учится твердо стоять на своих ногах.

А вообще как приучить ребёнка к труду?

Процесс этот многотруден, длителен и требует мудрости и терпения воспитателя, а родитель - это самый главный воспитатель ребенка. Но самое важное: постепенно и каждодневно. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что в семье и вообще все вокруг имеют трудовые обязанности. Так воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени.
Надо начинать с самообслуживания ребенка – это постоянная забота о чистоте, о порядке платья или костюмчика. Надо, чтобы ребенок привык делать все необходимое самостоятельно, без требований извне. Очень важно, чтобы это стало его внутренней потребностью. Понятно, что такого отношения детей к труду можно добиться только кропотливой систематической работой в семье, а дальше поддерживая в детском саду и школе.

Скажу, что тут от мамы требуется колоссальное терпение, в последнюю очередь о себе вспомнишь! Словом, не упускать ни одной минуты – у нас двадцать четыре часа в сутках, так вот все двадцать четыре часа эти держать под контролем каждый день. Только так можно вырастить человека, способного самостоятельно, независимо от взрослых жить, работать и учиться, уверенного в своих силах, умеющего преодолеть препятствия.

Учеба – это тоже труд, большой труд, и надо постараться: и кляксу не посадить, и подумать, что твою писанину будет проверять люди в очках, ну и много всего такого! Тот, кто привык дома трудиться, он и здесь трудится! Но самое главное, что ребенок, преодолевающий трудности в учебе, добивается гораздо больших результатов – он умеет соединять «надо», «трудно» и «хорошо».

Как мотивировать ребёнка к учёбе?

Очень важно, чтобы родители интересовались тем, что проходит в школе ребенок, что интересно, что получается и т. д. Но по моим наблюдениям, все-таки родители очень боятся перегрузить ребенка, как бы не переломился, бедный! Я вспомнила статью из газеты о том, как отправляли американских и японских детей на каникулы. В Америке : ничего дети не делайте, отдыхайте, набирайтесь сил, восстанавливайте нервную систему… В Японии : отправляют с огромным списком литературы, которую необходимо за лето прочитать. Вот такой разный подход. Но думаю, выиграли японцы! И нас так воспитывали.

Но есть и такие родители – сами бесталанные и не видят необходимости учиться, не проверяют, не интересуются состоянием учебы детей.
Приведу в пример еврейских матерей. Еврейская мать каким-то невероятным чутьем обладает: и если есть в округе пять учителей, она попадет к самому лучшему. Она прозондирует заранее, за три – за четыре года. Посмотрит, как учитель общается с детьми, с другими родителями поговорит. Она очень хорошо знает свою задачу. «Мама, можно я не буду сегодня на скрипке играть!?» - «Нет, Лёвушка, в сутках двадцать четыре часа, часик ты будешь заниматься, это совсем немного!». «Ну, тогда английским не буду заниматься!» - «А английским ты будешь заниматься до тех пор, пока во сне не начнешь говорить по-английски!» Вот это мама! Если ребенок пропустил занятие, она сама позанимается, если более серьезные проблемы – репетитора наймет. Она настроена на образование детей. Поэтому очень часто так получается, что лучшие скрипачи, портные, врачи – евреи. Потому что мамы им помогли!

А разве не любовь и взаимопонимание в семье должны быть главными, можете сказать вы, это уж очень строго и сухо?

Отсутствие строгости – это как раз отсутствие любви! Это очень трудно быть строгой, нужно себя заставить работать над собой. Частенько родители любят себя в ребенке, безотчетно, пестуют любовь к себе, а не о его дальнейшей судьбе пекутся! Очень многие хотят угодить детям, чтобы в старости к ним вернулась их забота. Это ошибка – ограждать детей от трудностей. Не будет обратной волны, если не научить человека трудиться –быть человеком!

САДИМСЯ ЗА УРОКИ

(советы родителям по выполнению домашнего задания)

«Ребенок, что тесто – как замесил, так и выросло».

Выполнение домашних заданий - серьезный труд. Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого.

Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача имеет две цели:

1. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок выполнения уроков.

2. С другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Правильно ли использует время ребенок при подготовке

домашних заданий?

Этим вопросом должен задаться каждый родитель и помочь организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашнее задание.

Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны.

Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности.

На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при 18-220

Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин: попутно помогая и регулируя процесс.

А мама вздыхает: и в кого у неё такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

Как организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий.

Во-первых: большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах , показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм и уже не хочется гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного времени занятий. Это не случайно.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Во-вторых: ребенок должен садиться за уроки не только в определенное время, но и на постоянное рабочее место . Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Поэтому мои советы для родителей будут следующие:

1. полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки»

2. школьник через некоторое время достигнет того, что все пункты памятки станут для него привычными.

3. приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

4. если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

5. для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. 25 минут занятий, затем перерыв 5-10 минут, во время которого надо выполнить несколько физических упражнений.

6. и главное – сохраняйте такт и не переставайте хвалить вашего ребенка.

Памятка школьнику.

Садись за уроки в одно и то же время

Проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий

Поставь прибор освещения слева от себя

Проверь готовность своего рабочего места

Уточни расписание уроков, проверь запись в дневнике

Сядь поудобней.

Памятка родителю.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка

В случае конфликтной ситуации постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребенком

Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать

Ребенок должен видеть, что вы не интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами

Учите ребенка выражать мысли письменно

Принимайте участие в жизни класса и школы

Заключение

Соблюдение всего предложенного: время подготовки к урокам, место и использование памятки, интерес к жизни класса, школы, доброжелательное отношение к учителям, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя – залог хорошей учебы вашего ребенка!

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема: Воспитание в труде.

Цель: получить информацию об организации труда в семьях учащихся; сформировать у родителей представление о роли, возможностях и способах трудового воспитания.

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание трудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания её благополучия.

Первое – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.

Второе – трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье – в труде воспитываются нравственные качества, ответственность, взаимопомощь. Совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь – формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том, что человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.

Четвёртое – неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

Пятое – необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.

В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период.

С возрастом трудовые усилия должны быть усложнены.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ:

    Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

    Вытирать пыль.

    Накрывать на стол перед обедом.

    Следить за письменным столом.

    Кормить и ухаживать за домашними животными.

    Производить уборку в своей комнате.

    Следить за своей одеждой.

    Отвечать за порядок в шкафу.

    Помогать взрослым по хозяйству.

Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную часть времени они проводят в учебном учреждении. Родители должны подсказывать как выполнить ту или иную работу. Родители должны воспитывать у детей способность терпеливо, без хныканья выполнять работы. Потом, даже самая неприятная работа, будет приносить ему радость.

Никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания, явно, ему не по силам.

Рекомендую, в решении поставленных трудовых задач, какие-либо поощрения или наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять удовольствие. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд.

Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Здесь можно воспользоваться следующими советами:

    Как можно раньше ребенок должен узнать где работают родители, в чем состоит их работа, насколько она трудна, что производят они на работе.

    Ребенок должен знать семейный бюджет. Участвовать при распределении денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь.

    Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этим.

    Немаловажное значение имеет воспитание честности.

Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что воспитывая хорошего, честного хозяина – они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, в тоже время, в дисциплинированном порядке. Чтобы не было излишней нервозности, нытья, а было бы больше бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий.

Ирина Васина
Родительское собрание «Воспитание детей в труде»

Цель собрания - сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье .

Познакомить родителей с формами и методами трудового воспитания детей , предложить на обсуждение несколько ситуаций. В конце собрания предлагается провести анкетирование, даются рекомендации.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться , неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно по мере своих сил обслужить себя; они пытаются переложить любую работу на мать, отца, бабушку. Подчас такие дети не проявляют усидчивости, настойчивости и в учении.

В чём дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не воспитывали у своих ребят с раннего возраста трудолюбия , интерес и уважение как к физическому, так и умственному труду .

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив . Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано . Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей , если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым .

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к труду для других ;

Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений ;

Организация обучения выполнению трудовых операций ;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений ;

Поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий , научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать : "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь : "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться , а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы : "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание , и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Слайд 9 Рассмотрим несколько ситуаций

Слайд 10 Ситуация первая.

Папа закрепляет полку на кухне Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.

Реакция папы : «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».

Согласны ли Вы с папой?

Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Слайд 11 Ситуация вторая

Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.

Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?

Как следовало верно поступить в данной ситуации?

Слайд 12 Ситуация третья

Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.

- «Пусть бабушка убирает их одна!» - говорит Лена.

Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.

Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Ответ. Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена.

Слайд 13 Дискуссия

1. "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?"

2. " Труд - необходимость или обязанность?"

Ответ :

Родительский пример , как метод воспитания , занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей , дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду , которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними . Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера , то у них воспитывается трудолюбия . И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей . Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей , но и к труду вообще . Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда . Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений , то стечением времени она у него исчезает.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда . Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде . По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.

Слайд 14 Уважаемые родители ! Предлагаем Вам заполнить анкету. Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей .

Анкета является анонимной

1. Имеет ли Ваш ребенок трудовые обязанности в семье ?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли Вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания ?

7. Какой труд Вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

Не наказывать ребенка трудом : труд должен радовать , приносить удовлетворение;

Учить ребенка трудиться , прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности : рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда , планирование процесса труда , завершение труда ;

Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду . С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

Слайд 18 Спасибо за внимание!