Русский символизм и его истоки. презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Русский символизм. Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия. Два основных

Русский
символизм

Цели:

познакомить обучающихся с
философско-эстетическими
предпосылками возникновения
символизма;
раскрыть историю происхождения
понятия «символизм», его содержание,
основные группы;
показать значение символизма для
развития русской литературы XX века.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок:
« Испепеляющие
годы! Безумья ль
в вас, надежды ль
есть?»
В.Брюсов:
« Создание
искусства –
приотворённые
двери в вечность»
Ф.Сологуб: «Символ –
окно в бесконечность»

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное
направление, считавшее целью искусства
интуитивное постижение мирового
единства через символы.
Зародился в 60
– 70-е гг. XIX
века во
Франции
В России получил
распространение в
80 – 90-е гг. XIX
века

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон
Ф. Ницше
В. Соловьёв

Истоки символизма

Жан
Мореас
Термин «символизм» в искусстве
впервые был введён в обращение
французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом
манифесте - «Le
Symbolisme», опубликованном
18 сентября 1886 года в газете «
Le Figaro». В частности, манифест
провозглашал:
«Символическая поэзия - враг
поучений, риторики, ложной
чувствительности и объективных
описаний; она стремится облечь Идею
в чувственно постижимую форму,
однако эта форма - не самоцель, она
служит выражению Идеи, не выходя
из-под её власти…»

К тому времени существовал другой, уже
Декаданс (от лат.
устойчивый термин «декадентство»,
которым пренебрежительно нарекали
«упадок») – тип
новые формы в поэзии их критики.
сознания,
«Символизм» стал первой теоретической характеризующийся
попыткой самих декадентов, поэтому
никаких резких разграничений и тем болеенастроением
пассивности,
эстетической конфронтации между
безнадёжности,
декадентством и символизмом не
неприятием
устанавливалось. В России в 1890-е гг.,
после первых русских декадентских
общественной жизни,
сочинений, эти термины стали
стремлением
противопоставлять: в символизме видели замкнуться в мире
идеалы и духовность и соответственно так своих душевных
его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение переживаний.
лишь внешней формой. Так, известна
эпиграмма Владимира Соловьёва в
отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.

Истоки символизма

Многие художественные открытия
и философские идеи символизма
были предсказаны выдающимся
философом, поэтом, переводчиком
В. Соловьёвым (1853 – 1900).
Он верил в спасительную миссию
Красоты;
посредником в достижении
«всеединства» призвано было стать
искусство;
облик «всеединства» мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект
платонического культа и
любования.
В. Соловьёв (1853 – 1900)

Символизм в музыке

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)
Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист. В его
творчестве воплощены идеи
экстатической устремленности к
неведомым «космическим» сферам, идея
преобразующей силы искусства. Музыке
присущи напряженность тонуса, диапазон
образов от одухотворенно-идеальных,
утонченных до экспрессивногероических. Яркий новатор
музыкальных выразительных средств,
главным образом гармонии; развивал
идею светомузыки, впервые в
музыкальной практике ввел в
симфоническую поэму «Прометей»
партию света. «Божественная поэма» (3-я
симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907)
для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии
для фортепиано. Профессор Московской
консерватории (1898-1904).

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской
живописи является М. Врубель.
Напряженная, яркая, какая-то почти
мозаичная живопись Врубеля монументальна,
эпична, исполнена острым трагическим
противоречием между реальностью и
фантазией художника. Символизм его
«Жемчужины» - целая вселенная, которая
мерцает таинственными перламутровыми
пастельными тонами, отражаясь в маленьком
зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд
врубелевского «Демона» гипнотизирует,
оставляет чувство некого внутреннего
дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от
него невозможно оторвать глаз. Это одна из
многих загадок художника, стремившегося
постичь мир не только эстетически, но и
нравственно-философски.

М. Врубель

«Демон»
«Демон
поверженный»

М. Врубель
«Демон и жемчужина»
«Царевна-Лебедь»

Предпосылки

Философия
Ницше,
В.Соловьёва
Модернизм в
европейском
искусстве
Возрождение старых
художественных систем
(античность,
средневековье)

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской
литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты»,
ведущим автором которых был В. Брюсов

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и
идей, находящихся за
пределами чувственного
восприятия
В основе эстетики
символ (он должен заменить
конкретный образ). Считалось, что
символ связывает земное с миром
иным, духовным

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и
истории, ко внутреннему миру личности;
героико-трагическое переживание социальных и
духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление
жанров лирики, новые принципы циклизации,
смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных
задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское
крыло:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский
Символизм как
философскоэстетическое
течение
Московское крыло:
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб
Символизм как
чисто литературное
явление

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Старшее поколение
символистов.
Московское крыло
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский
«Апокалиптические»
настроения парадоксально
сочетаются с верой в
приход «царства Софии» эпохи вечной мудрости

Младосимволисты
В. Иванов
И. Анненский
А. Белый

Младосимволисты

А. Блок
А.Блок наиболее
ярко выразил идеи
младосимволистов. У
поэта много стихов,
явно
ориентированных на
идеи В. Соловьёва,
особенно касающиеся
темы Вечной
Женственности.
А. Блок считал
В. Соловьёва своим
учителем.

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру
множеством открытий. Символисты придали слову невиданную
ранее многозначность, открыли в нём множество
дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма
необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Но главное, символизм пытался создать новую философию
культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство
более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать
искусство объединяющим людей началом.

Источники

Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
Айрис-пресс, 2008
Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср.
школы, - М., 1993
http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/clck/redir/
http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm
Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892 г. «…новым течениям предстоит возродить литературу, совершив огромную переходную и подготовительную работу. …её основные элементы- мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности…»




СИМВОЛИСТЫ Старшие Младшие 1890-х гг х гг. Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, И.Анненский, К.Бальмонт В.Иванов Не принимали действительности Принимали реальность и обращались к запредельному через преодоление миру в мистических переживаниях. разрыва между ней и запредельным


1910 г – кризис символизма Символизм тесно связан с декадентством (Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.)


Фридрих Ницше Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.


(Владимир Соловьёв () – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.


Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному. По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство. Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».


В.Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892




Зинаида Гиппиус Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю... Я все уединенное, Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов


Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности Вывод: символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма










Аметисты Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрак я зову, Холодный сумрак аметистов. И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи Лилось там жидко и огнисто. И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша связь, А лучезарное слиянье… И.Анненский


Основные черты символизма: -поэтика намёка и иносказания; -отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; -апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность; -стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты; -глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события; -изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.


Домашнее задание: (на выбор) Презентации по творчеству одного из выбранных вами поэтов: В. Брюсова, И. Анненского, А. Белого, А. Блока, К. Бальмонта. Презентация должна быть следующей: Портрет поэта; И.О.Ф. поэта (годы жизни); цитата, отражающая суть личности и творчества поэта; хронологическая таблица по творчеству поэта: год, жанр произведения или название сборника; стихотворение, которое можно назвать «визитной карточкой поэта» или то, с которым данный поэт ассоциируется у вас. Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов- символистов с кратким анализом

Символизм

«Старшие символисты»:

Д. С. Мережковский

З. Н. Гиппиус

В. Я. Брюсов

К. Бальмонт

Ф. Сологуб


  • Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи
  • Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

  • Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям :

символизм акмеизм футуризм

модернизм


Символизм –

литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы


Символ -

  • То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
  • В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов

«Символ – окно в бесконечность»

(Ф. Сологуб)


Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона




Идея всеединства В. Соловьёва

  • центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
  • «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").

«Положительное всеединство»


Красота

«Красота спасёт мир»

Ф. М. Достоевский

Вера В. Соловьёва

в спасительную миссию КРАСОТЫ


Облик «положительного всеединства»

  • Воплощение вечно-женственного начала

в мистических образах:

Душа Мира

Премудрость Божия

София

Искусство – посредник в достижении «всеединства»




  • Объект платонического культа и созерцательного любования
  • Действие, предполагающее ответное чувство

Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

В. Соловьёв. 1892г.


  • Д. С. Мережковский
  • З. Н. Гиппиус

  • Ф. Сологуб
  • К. Бальмонт


Три сборника стихов

«Русские символисты» (1894 г.)


Справка Экзистенциализм (философия существования) -


Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -

«искусство для искусства»:

«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»

«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»

В. Я. Брюсов

  • «искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:

  • Религиозно-философские поиски
  • В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

З. Гиппиус


«Младосимволисты» (1900-е годы)

Андрей Белый (Борис Бугаев)

Вячеслав Иванов

Александр Блок





  • по ту сторону жизни

  • Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург
  • Язык новой поэзии – язык символов:

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»

Вячеслав Иванов


  • «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый)
  • Вера в обновление мира
  • Тема России – одна из главных в их творчестве
  • Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность


  • Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом

  • Что такое символ?
  • Что, по мнению поэтов-символистов, является целью искусства?
  • В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?

Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

Это мир реальный.
Видимое
Отблеск, тени
Слышишь
Житейский шум трескучий
Отблеск искажённый
Чуешь
Целый свет

Мир идеальный
Незримое
Торжествующие созву –
чия
одно
Только то

Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».

Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
«Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

От слова «символ».

Музыка состоит из двух частей.

Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.
Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

Музыка передаёт эмоции, чувства.
Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.

Звук л , повторяющийся в стихотворении,
придаёт ему очень напевность, музыкальность.

Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И.Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М.Врубель. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова- Мусатова.
«Неизвестная»(1883) И. Крамскова. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду.
М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

Фиолетового.

С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.

Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности.
Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира земного миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи.
В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»).
Блеску сечи.