Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. §6. подростковый возраст в планах террористов Как избежать опасности вовлечения в террористическую деятельность

Террористы все чаще используют детей и подростков для своих страшных дел. В некоторых странах, где существуют их действующие ячейки, детей просто похищают. Их бьют, запугивают, натаскивают как смертников, привлекают к массовым казням, "промывают мозги". В более развитых странах, где прямой контакт невозможен, террористы ищут потенциальных жертв в соцсетях. Процесс занимает больше времени, дети из благополучных семей часто не идут на контакт, но трагедии бывают. Детский и подростковый психолог Психологического центра на Волхонке Максим Прохоров рассказал , почему юные любители соцсетей попадают под негативное влияние, что об этом стоит знать родителям и как предупредить беду.

Почему подростки "ведутся" на сомнительные группировки?

Дело в том, что подростку очень важно состоять в группе и иметь какую-то идеологию. Пока ребенок маленький, родители говорят ему, что и как нужно делать. Позднее, в подростковом периоде, они начинают задаваться вопросами и иногда выступать против родителей. "Начинается бунт. Именно в такие моменты подростку бывает не на что опереться, тогда и активизируются тоталитарные секты и другие противоправные организации. Они предлагают четкую идеологию, определяют место подростка в группе. Там ребенок снова понимает, кто главный, что будет дальше, что делать, кто его враг", — пояснил Максим Прохоров.

По словам психолога, "защищенность" подростка в такой в ситуации зависит от того, насколько он нашел свое место, насколько доверительные отношения в его семье, чувствует ли он стабильность в своей жизни. Если вышеперечисленные факторы отсутствуют, то риск попасть не в ту компанию выше. "Такие вещи не происходят внезапно. Если ребенок подался "не туда", скорее всего, перед этим он прошел путь неблагоприятных отношений в семье", — отметил он.

Осторожно, опасность!

Вербовщики часто ищут "кандидатов" и осуществляют их первичный отбор по информации на страницах в соцсетях. Максим Прохоров подчеркивает, что на страничке подростка в Интернете ни в коем случае не должно быть информации о том, где он живет, где работают его родители. Нельзя отвечать на такие вопросы незнакомым людям. Объяснить, почему это важно - задача родителей.

Что стоит знать родителям

Зачастую родители не являются активными пользователями соцсетей. Однако им стоит знать о полезных опциях большинства сайтов, например, о "черном списке", возможности пожаловаться администратору и т.д. "Опция "черный список" позволяет заблокировать любого человека, который досаждает какими-то вопросами. После этого он никак не сможет связаться с ребенком. Это необходимо объяснить ребенку, показать, как это делается, разобраться самим", — пояснил Прохоров.

Пресечь общение на корню

"Часто вербовщики, которые хорошо разбираются в психологии, предлагают ребенку то, чего ему не хватает: любовь, поддержку, ощущение силы или причастности к чему-то большему. Поэтому отказать им подростку бывает очень тяжело", — объяснил . В таком случае психолог посоветовал обучить подростка правилу "общения с назойливыми торговцами". На любые вопросы научиться отвечать "Нет, спасибо, я в этом не заинтересован". Задача заключается в том, чтобы вообще не входить в диалог с человеком, если он не нравится, предлагает что-то сомнительное или не вызывает доверия. При этом специалист пояснил: подросткам часто сложно отказать посторонним людям, потому что они с детства привыкли к авторитету взрослых. Им мешает установка "взрослые всегда правы, они лучше знают, как и что". В результате подросткам кажется, что говорить взрослым "нет" или сопротивляться - нехорошо. Многие родители с самого детства учат детей именно этому, напомнил он.

Как предупредить

Приучать мыслить самостоятельно. Психолог советует с самого детства развивать самостоятельное мышление ребенка: когда он что-то спрашивает, можно спросить в ответ: "А как ты сам думаешь?". Добиться этого можно также чтением и обсуждением книг, просмотром кинофильмов и т.д.

Наладить доверительные отношения. Родителям имеет смысл как-то работать со своим подростком, даже если он бунтует, закрывается в комнате и так далее.

Расширить круг доверия. По словам Прохорова, если ребенок не уверен, что какое-то общение безопасно, то с этим вопросом ему лучше обратиться к взрослым, которым он доверяет. "Необходимо, чтобы у ребенка были не только родители, но и другие взрослые, которым он мог бы доверять: бабушки, дедушки, спортивный тренер и т.д. Они должны помочь ребенку понять, что происходит", — подчеркнул эксперт.

Рассказать об опасности. Желательно рассказать подростку, чем может быть чревато общение с незнакомцами в Сети. Однако психолог предостерег родителей от "запугивания", когда детям и подросткам начинает казаться, что за каждым углом их поджидают террористы и сектанты.

В заключении психолог отметил, что в школах нужно ввести какую-то профилактику. "Психологи могли бы выявлять детей из группы риска и работать с ними", — подытожил он.

Когда стоит бить тревогу

Стоит обращать внимание на странности в поведении подростка и не стесняться обращаться к психологам. "Если у родителей есть подозрения, что ребенок попал под негативное влияние какой-то группировки, то при доверительных отношениях стоит вывести его на откровенный разговор. Если таких отношений нет, ребенка нужно изолировать от Интернета, чтобы разобраться в происходящем", — отметил он. По словам психолога, без доверия подростка сложно чего-то добиться, если нет взаимопонимания между родителями и детьми, работать с ним должен специалист.

Терроризм сегодня - это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме:

Международного терроризма(террористические акты, имеющие международный масштаб);

Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри страны,или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки);

Уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Корни террора

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические,социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти.

Методы террора

Люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его. Поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не вотношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайневажно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательнойдемонстрацией катастрофических результатов террора как было, в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 г. Или теракт в Буденовске. Объект атаки - больница, роддом. Или события, которые произошли в Кизляре,Первомайском, а также взрыв в Москве и т.п.В настоящее время не существует принятой всеми специалистами единой классификации видов терроризма. Можно обозначить некоторые из них по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм – выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства.

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооруженном, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью террористическим путем добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены одной, общей для всего населения религией.

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения.

Терроризм, основывающийся на разжигании межнациональных конфликтов, является способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой.

Террористическая ядерная угроза – заключается в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями, связанными с использованием либо угрозой использования сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

Кибертерроризм – основная форма – атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление и подавлять средства сетевого информационного обмена. Наиболее опасные атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также системы управления войсками и стратегическим оружием.

Тенденции современного терроризма. Увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций; повышение уровня организованности террористической деятельности; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций; стремление завладеть оружием массового поражения; разработка новых и совершенствование существующих методов террористической деятельности.

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Необходимо отметить некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

Отсутствие четко сформулированной цели в жизни;

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

Агрессивное поведение для удовлетворения своего желание влиять на поведение других людей;

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершенных террористами.

Здесь же необходимо обратить внимание на ряд внешних факторов которые способствуют формированию указанных качеств:

Родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

Социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадежности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной"деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем само оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Особенно важно проведение такой профилактической работы в отношении молодежи, так как именно молодое поколение из-за различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем.

Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийный возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.

Что делать если вам предлагают заняться экстремистской деятельность?

Главное не соглашаться, ни какие доводы и уговоры не должны зародить в вас сомнения.

Обязательно запомните данные того человека от которого поступило предложение, если нет конкретных данных (ФИО), т.к. чаще всего пользуются псевдонимами или подставными именами, то запишите электронный адрес или любые данные полученными от человека.

Что делать если вам угрожают по телефону?

Снимая трубку, не называйте себя и не повторяйте ваш номер;

Никогда не рассказывайте ничего о себе и не говорите, что вы единственный, кто находится в помещении (квартире);

Если у вас установлен автоответчик, не записывайте своего имени и номера телефона и не говорите, что вас нет дома или что вы в отпуске. Автоответчик должен сообщать только то, что в данный момент вы не можете подойти к телефону;

Если звонящий спрашивает ваше имя и номер телефона, спросите, кто именно и какой номер телефона его интересует, а в ответ скажите - туда или не туда он попал;

Позаботьтесь о том, чтобы и другие члены вашей семьи придерживались этого порядка;

Постарайтесь записать разговор. Запись угрозы может быть представлена правоохранительным органам для проведения необходимых по защите мероприятий;

Прежде всего, следует выяснить причины и мотивы угрозы, уяснить, чем вас конкретно пытаются шантажировать: в начале разговора и в последующем стремитесь показать, что сообщаемые звонящим сведения воспринимаются как недоразумение и вас не волнуют. В таком случае звонящий может коснуться, содержания, источников получения информации и т.д.

По каким признакам можно распознать террориста в толпе?

Первое – это неадекватное поведение. Оно может выражаться в том, что люди ведут себя нервозно или, наоборот, заторможено, слишком сосредоточены, молчат все время, бездействуют. Посмотрите, у каждой толпы есть признаки, все куда-то идут, а один идет медленнее остальных или вообще стоит на ходу, мешает всем. Люди, которые попадают в мегаполис, а не живут в нем, железно выпадают из его ритма, даже если их ведут за руку. Местный не должен себя так вести. Обратите внимание на глаза, руки: куда смотрит, что в руках.

Внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет). Несоответствие общепринятым городским (дешевые, мешковатые куртки) или сезонным стандартам. Хотя это сейчас выявить трудно, но обращать внимание надо. А когда потеплеет еще больше, это сразу будет бросаться в глаза.

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Специалист по работе с молодежью Штри М.И.

Урок 14

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА ИХ ВЛИЯНИЯ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, и меры профилактики их влияния.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Что представляет собой на современном этапе терроризм как общественное явление?

    Какие основные особенности террористической деятельности характерны для терроризма в России?

    Какие основные цели ставят перед собой террористические организации?

    Почему террористы стараются организовать свои взрывы в оживлённых местах?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания – это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

    отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

    стремление к праздному времяпрепровождению;

    положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

    наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

    агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;

    стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

    получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

    родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

    социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

    «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;

    чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;

    полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

    стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;

    любовь к своему Отечеству;

    уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;

    формирование способностей к труду и самодисциплине;

    стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;

    умение жить в согласии с собой и окружающими;

    формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

    Выводы.

    Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

    Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

    Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.

    Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

    Вопросы.

    Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?

    Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

    Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

    Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

    Задания.

    Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

    Дополнительные материалы к §14.

Террористы против детей

Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски – «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

Теракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящейся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

Живые цветы в спортзале разрушенной школы №1 Беслана в память об учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §14 «Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния»; выполнить письменно задание (с. 74, раздел «Задания»).

    Выставление и комментирование оценок.